Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ПЕРВОСВЯЩЕННИК:



ПЕРВОСВЯЩЕННИК - Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. Это название мы впервые встречаем в Лев. 21: 10, евр. «коген-гадол», т. е. великий священник или первосвященник (Чис. 35:25 и дал ). Как представитель еврейского священства и как единственное лицо, имеющее право совершать известные священнодействия, кроме тех, которые вообще лежали на обязанности священников, первосвященник должен был отличаться особенною одеждою и являть пример чистой жизни. Кроме тех одежд, которые принадлежали к обыкновенному священническому одеянию, — нижней рубашки, штанов, пояса и тюрбана или кидара, — первосвященник носил особое служебное одеяние, состоявшее из четырех одежд, а именно: 1) верхняя риза голубого цвета, вся тканная с отверстием для головы, без рукавов, обшитая кругом по нижней кайме золотыми колокольчиками и гранатовыми яблоками из голубой, яхонтовой, пурпуровой и червленой шерсти так, что колокольчики и яблоки чередовались (Исх. 28:31 и дал.; 39:22 и дал.); риза была длиною, приблизительно, до колен; поверх этой ризы одевался 2) ефод, состоявший из двух частей — передней и задней, — соединенных на плечах двумя дощечками из камня оникса, на которых были выгравированы имена 12 колен Израилевых, по 6 на каждой. Этот ефод, который был также соткан из нитей священных цветов с вотканными золотыми нитками, стягивался вокруг стана поясом (Исх. 28:6 и дал.; 39:2 и дал.); поверх ефода, на груди, был прикреплен 3) наперсник, из той же искусной ткани, сложенной вдвое в виде кармана, украшенный 12 оправленными в золото драгоценными камнями с выгравированными 12 именами колен Израилевых, по одному на каждом камне, с уримом и туммимом, вложенными в наперсник (Исх. 28:15 и дал.; 39-8 и дал ). См «Наперсник». Срав также «Урим и Туммим» и «Драгоценные камни». 4) Тюрбан или кидар напоминал тюрбаны остальных священников, отличались лишь, по сведению Иосифа Флавия, голубым украшением наверху; он был снабжен диадемой, т.е. дощечкой из золота, которая прикреплялась к тюрбану голубым шнурком. На этой дощечке были выгравированы слова: «Святыня Господня» (Исх. 28:36 и дал.; 39: 30 и дал.). Все это одеяние, называемое раввинами золотым одеянием, потому что в каждой из его 4 частей было золото, имело в каждой части в отдельности символическое значение. Риза, сотканная из цельной ткани, символизировала законченность, которая свойственна истинному богослужению. Гранатовые яблоки и колокольчики должны были свидетельствовать о том, что откровение Господне укрепляет души, и о том, что слуга Господа обязан свидетельствовать о Нем во всеуслышание. Имена 12 колен Израилевых были выгравированы на драгоценных камнях не только на плечевых украшениях первосвященника, но также и на наперснике, который он носил на груди. Все это указывало на могущество, которое несет тяготы служения на своих плечах (срав. Ис. 9:6: «Владычество на раменах Его»; 22:22), а также на любовь, которая носит нужды страждущих на сердце своем. Наконец, золотая дощечка, или диадема (Исх. 29:6; 39:30; Лев. 8:9) своей полной значения надписью «Святыня Господня» свидетельствует о том, что святое звание первосвященника имело силу примирить и изгладить все недостатки приношений, посвящаемых израильтянами (Исх. 28:38). Посвящение первосвященника на служение совершалось посредством тех же обрядов, как и священника вообще: омовением, облачением, помазанием, приношением жертвы за грех, жертвы всесожжения, жертвы посвящения, окроплением кровью и другими обрядами, которые повторялись в течение 7 дней (Исх. 29; 40:12 и дал.; Лев. 8). Особенным отличием при посвящении первосвященника было то, что св. елей помазания выливался на его голову (Исх. 29; Лев. 8:12; 21:10,12; срав. Пс. 132:2); при посвящении же остальных священников елеем помазывался только лоб (по сведениям раввинов). Вследствие этого обильного возлияния елея, символа высшей меры Духа, первосвященник преимущественно и назывался помазанным священником, по-евр. мессией, по-греч. Христом (Лев. 4:3,5,16). Во всех этих, так подробно установленных законом, определениях, проглядывает пророческое указание на Того, Который сделался в свое время Первосвященником вовек, помазанным елеем радости более своих соучастников (Евр. 1:9). Кроме совершения вообще тех же жертвоприношений, что и прочими священниками, были две особенные служебные обязанности, которые принадлежали исключительно первосвященнику: во-первых — в великий день очищения он должен был совершать известные жертвоприношения и входить в Святое Святых для кропления кровью жертвы за грех на крышку ковчега, и сжечь курение (Лев. 16), причем он должен был быть одетым в особенную белую одежду, названную «священною одеждою» (Лев. 16:3,4); во-вторых, в более важных делах испрашивать волю Божию посредством урима и туммима (Чис. 27:21; 30:7 и дал.). Кроме того, он должен был начальствовать во время разбора судебных дел, которые решались священниками (Втор. 17:8 и дал.; 19:17; 21:5; 33:8, 10; Иез. 44:24; Иак. 2:7), почему он в позднейшие времена и был председателем синедриона. В соответствии с такими высокими обязанностями первосвященник должен был соблюдать себя больше, чем другие священники, в отношении личной чистоты и святости. Ему нельзя было прикасаться к телу умершего, обнажать голову и раздирать одежду в знак горя по умершим; он также не мог брать в жены вдову, разведенную или блудницу, но только девицу из своего народа (Лев. 21:10 и дал.). Первосвященник пользовался величайшим уважением среди народа, по крайней мере, в древние времена. Случалось даже, что первосвященники женились на царских дочерях (2 Пар. 22:11); см. «Иосавеф». Изредка первосвященники вынуждались обстоятельствами, хотя это первоначально не входило в их обязанности, брать на себя руководство государственными делами, например, Иодай, Хелкия и Иисус, и даже Управлять страной, как, например, Илий. Во время Маккавеев первоначальнический сан и княжеское достоинство соединились в одно. Обязанность, которая, по всей вероятности, не принадлежала одному только первосвященнику, но священникам вообще, была — благословлять народ Божий. См. «Благословение». Кроме первосвященника, после времени Иосии упоминается священник второй чреды (4Цар. 25:18; Иер. 52: 24; срав. 4 Цар, 23:4), как стоящий по чину непосредственно за первосвященником, может быть, то же положение, что и надзиратель в доме Господнем (Иер. 20:1; 29:25 и дал.); или «начальник при доме Божием», «начальствующий в доме Божием» (2 Цар. 31:13; Неем. 11:11). В Талмуде он называется «саган» или начальник (священник) и является помощником при служении первосвященника. По всей вероятности, это то лицо, которое, по сведению Талмуда, должно было быть готово исполнить обязанности первосвященника в великий день очищения, если тот не будет в состоянии исполнить это сам. По смерти Аарона должность первосвященника перешла к его потомкам по линии Елеазара (Чис. 3:32; 20:28; Втор. 10:6; срав. Суд. 20:28). Со времени Илия до Соломона первосвященники были из рода Ифама-ра, второго сына Аарона, после чего служение вновь перешло к роду Елеазара (срав. 1 Цар. 2:35; 3Цар. 2: 35). Во время Маккавеев после Ионафана первосвященники были поставляемы из священнического рода Иоарива (1 Макк. 2:1; 14:35,41), доколе Ирод Великий не предоставил права на это звание вообще священникам Обыкновенный порядок был таков, что должность первосвященника переходила по наследству, от отца к сыну, и каждый служил до своей смерти. Пример увольнения с этой должности встречается только один раз до плена (3 Цар. 2:35); но после Сирийского периода это бывало чаще. Последним из упоминаемых в Ветхом Завете первосвященников является Иаддуй, во время Александра Великого (Неем. 12:11) Законным возрастом для вступления на эту должность, по преданию, было 20 лет (срав. 2 Пар. 31:17). Однажды эту должность занял 17-летний юноша. Все число первосвященников, от первого — Аарона, — до назначенного во время начала последней иудейской войны Фамниаса (около 68 г. по Р. Хр), составляло, по Иос. Флавию, 83 человека. В последнее время, когда быстро менявшиеся властители страны, по политическим причинам, увольняли и назначали первосвященников по своему произволу, случалось, что называли одновременно нескольких первосвященников и были в недоумении, кто из них подлинный Так объясняется некоторыми то, что в Новом Завете мы иногда читаем о нескольких первосвященниках в одно и то же время (Лук. 3:2; Иоан. 11: 49; срав. 18:13). Этим же стараются объяснить недоумение Павла в Деян 23:5. Срав. «Анания 3». Другие предполагают, что первосвященниками в это время называли также лиц, ранее исполнявших эту должность, а также членов их семейств (срав, Деян. 4:6), или также начальников 24 чред священников. Во 2 Пар 36:14, по-видимому, имеется в виду высшее духовенство вообще. Точный перечень иудейских первосвященников трудно составить вследствие недостаточных и спорных данных. Кроме случайных сведений в более древних книгах Библии, мы находим в 1 Пар. 6:1 и дал.; 50 и дал. и в Езд. 7:1 и дал. родословные линии первосвященников до самого плена, а в Неем 12:10 и дал. продолжение до времени Александра Великого. Другие, расходящиеся с этим, записи даются Иосифом Флавием и пр.
Похожие на ПЕРВОСВЯЩЕННИК слова / понятия:

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ
ПЕРХУЛИ
ПЕРЫНЬ
ПЕРЫНЬ
ПЕС, СОБАКА
ПЕСЕННИК
ПЕШЕХОНОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПЕЩЕРЫ
ПЕШНЯ
ПЕШТАК