Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ОРЛОВА ХАНА:



ОРЛОВА ХАНА - (1888, Староконстантинов, Волынской губ. - 1968, Тель-Авив) - скульптор. Родилась в религиозной еврейской семье, эмигрировавшей в 1904 в Палестину, в ПетахТикве, где ее отец обрабатывал землю, а сама О. работала портнихой, В 1910 приехала в Париж. Училась рисунку в Национальной школе декоративного искусства (поступила туда в 1911, заняв 1 -е место на конкурсе) и скульптуре - в Русской академии М.Васильевой. Поселилась в «La ruche» («Улье») на Монпарнасе, познакомилась с А.Модильяни (в 1920 выполнила его посмертную маску), П.Пикассо, Ж.Кокто, Г.Аполлинером. Впервые выставила свои работы (2 бюста, дерево) на Осеннем салоне (1913), затем в 1915 вместе с А.Матиссом, К.Ван Донгеном и Ж.Руо - в галерее Бернхейма-младшего. Среди ранних работ, исполненных в дереве и отлитых затем в бронзе, «Портрет Жанны Эбютери» («Дева»), 1915: «Амазонка», 1913: «Беременная», 1916; «Дама с веером» и «Танцующая пара», 1919. В 1916 вышла замуж за поэта Ари Юстмана, вскоре погибшего на фронте. Новый этап творчества О. начался после 1 -и мировой войны и был отмечен монументальностью и лаконичностью форм («Портрет художникаеврея», 1919: «Курильщик с трубкой» портрет художника Д.Видтофа, 1924, бронза; «Мой сын»; портреты А.Яковлева, Иды Шагал, Л.Питоевой и др.). Некоторые из созданных О. образов деятелей еврейской культуры - художника Р.Рубина (1923), поэта Х.Бялика (1926) - схожи с ликами древнерусских икон. Юмором окрашены антропоморфические изображения животных: «Индюк», 1925: «Собака», 1936: «Павлин», 1939и др. Работы О. охотно приобретались французскими (Париж, Гренобль) и американскими (Чикаго, Филадельфия) музеями. В 1925 она получила французское гражданство, в том же году ее наградили орденом Почетного легиона. Критика относила ее к небольшой группе европейских художников, «которая дала новую жизнь скульптуре». Пять бронзовых скульптур О. были представлены в русском отделе выставки «Современного французского искусства» в Москве (1928). Б.Терновец писал в связи с этим о «ее выдающемся портретном даровании», о том, что она «создает грандиозный в своем единстве и упрощенный образ»; в ее искусстве борются экспрессивные и конструктивные начала, но «победительницей выходит тенденция к экспрессии». По мнению А.Луначарского, стилизация, характерная для «нашей знаменитой парижской соотечественницы», «может быть лучше всего названа монументальной карикатурой»; она выявляет внутреннюю сущность объекта «путем крайнего сжатия основных черт формы», вызывая курьезное, почти жуткое чувство». Другие критики писали о «скульптурном гротеске» и «экспрессионистическом реализме» О-В 1935 состоялась первая выставка О. в Тель-Авиве. В 1940 из оккупированного Парижа О. бежала с сыном в Швейцарию; нацисты уничтожили в ее парижской мастерской около 100 лучших работ. Произведения этого времени отличали трагизм («Возвращение», 1945: «Вдова», 1946). В 50-60-е было создано множество изображений балерин. Ряд работ О. связан с рождением еврейского государства: бюст Д.Бен-Гуриона (1949), установленные в киббуцах скульптурная группа «Материнство» (1949) и скульптура «Орлы» (1958), памятник казненному англичанами Д.Груннеру (1953) в Рамат-Гане, памятник трем летчикам «Раненая птица» (1963), «Голубь мира» (1964) - для Дворца наций в Иерусалиме. В послевоенные годы персональные выставки О, прошли в Париже, Амстердаме, Осло, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе. Умерла О., приехав в Израиль для участия в юбилейной выставке. Мемориальная ретроспективная выставка состоялась в парижском Музее Родена в 1970-71.
Похожие на ОРЛОВА ХАНА слова / понятия:

ОРЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ
ОРЛОВСКИЙ БОРИС ИВАНОВИЧ (СМИРНОВ)
ОРЛОВСКИЙ ЦЕНТРАЛ
ОРЛОВСКИЙ (ГОЛОВИН КОНСТАНТИН ФЕДОРОВИЧ)
ОРЛОВСКИЙ ИВАН ИВАНОВИЧ
ОРЛОВСКИЙ ВИТОЛЬД-ЕВГЕНИЙ ФРАНЦЕВИЧ
ОРЛОВСКИЙ ВЛАДИМИР ДОНАТОВИЧ
ОРЛОВЫ-ДАВЫДОВЫ
ОРЛОВЫ-ДЕНИСОВЫ
ОРЛОВЫ (ДВОРЯНСКИЕ, ГРАФСКИЕ И КНЯЖЕСКИЕ РОДЫ)