Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

НАЖИВИН ИВАН ФЕДОРОВИЧ:



НАЖИВИН ИВАН ФЕДОРОВИЧ - (25.8.1874, д. Пантюки, Владимирской губ. - 5.4.1940, Брюссель) - писатель, публицист. Родители из крепостных, позднее отец занялся лесным промыслом. «Я сын мужика, выросший среди народа...», - подчеркивал Н. в автобиографии (1922). «Родным гнездом» он называл деревню Буланово в Суздальском крае. В начале 900-х выпустил в Москве первые сборники рассказов и очерков: «Родные картинки» (1900), «Убогая Русь» (1901), «Перед рассветом» (1902). Длительное время был близко знаком с Л.Толстым, вел с ним переписку, испытал его влияние. До 1917 выступал против «гнилого правительства», впоследствии свидетельствовал, что много лет стоял «на довольно левых позициях», но уже под впечатлением революции 1905-7 эволюционировал к более умеренным взглядам, поскольку, как утверждал Н., «началось великое нравственное падение русского народа», «вся страна кипела кровью и все гуще наливалась злобой». Нарастание вражды рабочих к предпринимателям отобразил в рассказе «Забастовка» (1906). Герой романа «Менэ... Тэкэл... Фарес...» (М., 1907) - интеллигент, «начитавшийся либеральных книг» и соприкоснувшийся с западноевропейским рабочим движением: увидев «изнанку прогресса», он ищет уединения в деревне, но становится жертвой крестьянского бунта. В 1911 Н. опубликовал несколько книг о Л.Толстом («Дедушка Толстой», «Из жизни Л.Н.Толстого»). В собрание сочинений Н. (т. 1-8, 1910-17) вошли также ранние рассказы, 1-я книга автобиографических записок «Моя Исповедь» (1912), романы «Сфинкс», «Белые голуби принцессы Риты» (1913), сборник лирических миниатюр «Вечерние облака. Книга тихого раздумья» (1916), сборник рассказов «Кикимора» (1917). Отметив, что «Иван Наживин - имя довольно видное в литературе нашей», М.Горький отозвался о «Моей Исповеди» как о книге «на протяжении двух третей скучной, торопливо и небрежно написанной», интеллигенция получила в ней «возмездие в форме различных пинков и плевков». «О Наживине не стоило бы говорить, не будь он единицей в тысячах русских людей, изуродованных безобразной нашей жизнью, ...отчаявшихся и впавших в крикливый, а потому оглушающий молодое поколение, заразный нигилизм». Отношение к событиям 1917 Н. выразил в «Записках о революции» (Вена, 1921); оценивал революцию как «банкротство левых деятелей»: «Мы представляли себе нашу роль в истории, как какой-то триумфальный марш по вершинам веков в поучение всем народам. Мы ошиблись. Нам предстоит не светлое торжество победителей, а уныние и позор... и тяжелая работа по исправлению наших страшных ошибок». Вместе с тем возлагал вину за жестокость революции на старый режим, утопивший народ в морях крови на войне. С 1918 Н. находился на территории, занятой Добровольческой армией, куда бежал, по его словам, спасаясь от «голода и крови», чтобы бороться с хамом... за Россию, за монархию». Выступал как пропагандист белого движения, сотрудничал в одесской газете «Южное слово», опубликовал брошюру «Что нужно знать солдату?» (Ростовна-Дону, 1918), «Два письма» (1919), в которых упрекал крестьян в том, что они обрекают рабочих на голод, призывал тех и других «идти вместе, вместе делать жизнь лучше». В 1920 эвакуировался из Новороссийска в Болгарию. Жил в Югославии (Новый Сад), Австрии, Германии. В Вене возглавлял отдел в издательстве «Детинец». В 1924 поселился в Бельгии. Вслед за «Записками о революции» издал автобиографические книги «Накануне: Из моих записок» (Вена, 1923) и «Среди потухших маяков: Из записок беженца» (Берлин, 1922). Раскрывая название последней, Н. писал: «Наше время... - время крушения утопизма, всякой социальной фантастики. Утопизм рухнул в пучину голода и крови»; большевизм - «это только заключительный аккорд тысячелетнего безумия». «Потухшим маяком» стали для Н. и надежды на спасительный Запад. «Главный трагизм нашего положения, - писал он, - мы не знаем, что делать, куда идти». Советский критик В.Полонский заметил, что название книги неплохо передает положение русской эмиграции, блуждание во мраке самого писателя. Поняв безысходность своего положения в зарубежье, Н. склонился к «сменовеховству», а в начале 30-х отмежевался от монархизма. В брошюре «Национальная слава и национальный позор. О Николае II» (Брюссель, 1933) писал о последнем царе как о личности, «которую хотелось бы вырвать из нашего прошлого», осуждал его как виновника небывалого разорения страны, вызвавшего революцию. Брошюра «Глупость или измена? Открытое письмо Милюкову» (Брюссель, 1930) - памфлет на кадетского лидера: «Вы, старик..., уже стоящий в могиле..., рветесь к власти..., в ослеплении своем метите себя в преемники Сталина»; претензии П.Милюкова Н. называл «старческим слабоумием». Придя к выводу о невозможности возврата России к прошлому, Н. стал мечтать о возвращении на родину: «Самая заветная теперь мечта моя - это какая-нибудь глухая дыра, где можно спрятаться вдали от всего»; ему виделись в то же время мрачные картины российской действительности: «разрушено все, голод в Поволжье, неизбежны войны», «будет жизнь наша сера, как безводная пустыня». В 1926 Н. просил предоставить ему советское гражданство. Эту эволюцию писателя усиливало чувство изолированности в эмиграции, о которой он писал: «Я знаю эмиграцию.. это душное болото, мертвечина ее поражает». Изданная в 1935 в Тяньцзине (Китай) книга «Неглубоко уважаемые» - беллетризованные записки об эмиграции, в которых в нелестном свете предстают и писатели - М.Алданов, И.Бунин, Д. Мережковский, К.Бальмонт и др. В финальную часть книги было введено обращение «К Иосифу Сталину», к которому действительно обращался Н.: «Сил у меня осталось уже немного, но я все их отдам служению Родине», заверял он (ходатайство не было удовлетворено). Эмигрантская критика оценивала произведения Н. отрицательно или с иронией. «Ив.Наживин все сделал, чтобы заслужить дурную славу ...злостного врага новой, честной России», - писал меньшевик Ст.Иванович (1921) по поводу «Записок о революции». Автор записок, «не понимая революции, так и говорит..., а раз не понимает, то все это чепуха, мерзость»; книга Н. - «незаменимое руководство к тому, чтобы поближе узнать автора, приглядеться к нему - бунтующему обывателю революции». Как «вопль обывателя, маленького, задавленного грандиозностью событий человека» оценивалась книга Н. и в журнале «Сполохи». Наряду с документальной прозой Н. издал большое число беллетристических произведений - повесть «Четверть века спустя» (Берлин, 1922), рассказы для детей «В деревне», сборник рассказов «Перед катастрофой» (Мюнхен, 1922). К «Запискам о революции» примыкал сборник «Во мгле грядущего» (Вена, 1921), в который вошла повесть «Искушение в пустыне» - антиутопия о «коммунистической колонии» на уединенном острове в океане. Автор пародировал идею создания коммунистического общества: на остров доставляются из лондонской тюрьмы коммунисты разных стран и национальностей, им предоставляется полная свобода деятельности, ее финансирует международная комиссия по борьбе с коммунизмом. За этим следуют дискуссии, раскол, саботаж, преследование «врагов коммуны», расстрелы «за контрреволюционный образ мышления» и т.п. В результате - полный развал хозяйства. «Общее дело не сложилось», «духа коммунизма не оказалось». Спасительной стала идея перехода к более совершенной и справедливой форме экономической жизни - на основе частной собственности. В годы эмиграции продолжалось издание собрания сочинения Н., начатое в Москве, в 1926-35 отдельные тома издавались в Париже, Новом Саде, Риге, Тяньцзине (всего 41 том). Среди них «Фатум. Беженский роман» - о судьбе высокообразованного интеллигента, гвардейского офицера и талантливого художника, отец которого был расстрелян, а имение разграблено; в эмиграции он бедствует, служит лакеем на морских судах и находит благополучие и счастье в Америке. «Прорва, Беженский роман» вышел в 1928 в Риге, «Молодежь» - о молодом поколении эмигрантов в Бельгии, студентах университета, их невзгодах и драмах жизни - в Париже, «Недостроенный храм» - в Тяньцзине (1935). Н. писал и исторические романы: «Во дни Пушкина» в 3-х томах (1930-32): «Кремль. Хроника XVI в.» (Новый Сад, 1932): «Распутин» в 3-х томах (Лейпциг, 1923: пер. на нем., болт., чеш., англ. яз. «Иудей» (Рига, IQ33) и «Евангелие от Фомы» (1933) - о времени зарождения христианства, «Глаголют стяги» и «Бес, творящий мечту» - о древней Руси. Романы «Поцелуй королевы» и «Древние письмена» написаны в приключенческом жанре. Рассказы Н. печатались в журналах «Юный друг», «Рассвет», «Русский голос» и др.
Похожие на НАЖИВИН ИВАН ФЕДОРОВИЧ слова / понятия:

НАЗИМОВ АНДРЕЙ
НАЗИМОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
НАЗИМОВА (НАСТ. ФАМ. ЛЕВЕНТОН) АЛЛА ЯКОВЛЕВНА
НАЗЁМ
НАЗОРЕЙ
НАЗОРЕЙСКАЯ ЕРЕСЬ
НАЗРАНЬ
НЕА НИКОМЕДИЯ
НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ
НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ