Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

НАБОКОВ НИКОЛАС (НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ):



НАБОКОВ НИКОЛАС (НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ) - (17.4.1903, Любча, Новогрудского у., Минской губ, - 6.4.1978, Нью-Йорк) - композитор. Потомок старинной русской дворянской семьи. Прадед - Николай Александрович Н. - офицер флота, исследователь Новой Земли (1817), одна из рек которой получила его имя. Брат прадеда - генерал Иван Александрович Н. - был комендантом Петропавловской крепости. Дед - Дмитрий Николаевич Н. - министр юстиции в эпоху судебных реформ середины XIX в. Дядя - Владимир Дмитриевич Н. - юрист. Его двоюродный брат - писатель В.Набоков. Николай получил начальное образование в Петербурге. В 1917 оказался в Крыму, в Ялте, где брал уроки композиции у В.Ребикова. В 1920-22 учился в консерватории в Штутгарте, а позже - в консерватории Страсбурга. Приехав в Берлин, стал учеником Ф.Бузони по фортепиано. В 1923 Н. поселился в Париже, где с 1924 продолжил образование в Сорбонне, получив там степень бакалавра искусств. В Париже Н. был представлен С.Дягилеву, который сразу же поручил ему написать сочинения для «Русского балета», что послужило благоприятным началом музыкальной карьеры композитора; Н. написал балет-ораторию «Ода» (по оде М.Ломоносова «Вечернее размышление...»), которая была поставлена в Париже 6.6.1928. Являясь, в сущности, вокально-хореографической поэмой, «Ода» исполнялась в театральнотанцевальных традициях и принесла известность молодому композитору. Лирические вокальные произведения и «Ода» раскрывают главное свойство Н. - культуру вокального мелоса. По отзыву Б.Асафьева (1929), «о многих страницах его музыки можно сказать, что они напевны, даже проще: они поют». В работах композитора заметно стремление к непосредственности через вокальное начало, что может считаться убедительным показателем ценности его исканий. К сожалению, другой балет Н. - «Жизнь Афродиты» (1929) - менее удачен. Здесь искомая простота превращается уже, по словам Асафьева, в прямую стилизацию, не имеющую под собой почвы. С 1923 и до смерти Дягилева в 1929 Н. работал для «Русского балета». В 1933 Н. переехал из Парижа в США и стал преподавателем различных колледжей: вначале (1935-36) в «Mannes School» (НьюЙорк), в 1936 в Йелльском колледже (НьюЙорк), в 1941-45 в «St. Johns College» (Аннаполис) ив 1947-51 в консерватории Пибоди в Балтиморе. В 1945-46 Н. - офицер по культурным связям при американских правительственных войсках в Германии. Параллельно с педагогической деятельностью Н. продолжал работать как композитор, создавая новые музыкальные произведения, в том числе и балетные. «Мирный союз», написанный для «Ballet Russe de Monte Carlo», имел своеобразный характер оперы. Известный исторический сюжет, оригинальная музыкальная концепция, драматическая интенсивность, славянские мотивы, тональная и хроматическая техника сливаются и звучат убедительно, находя отклик у публики. И музыка, и исполнители имели заслуженный успех. Вторая опера Н. - «Напрасные усилия любви» (либретто Аудена и Кальмана по одноименной комедии Шекспира) - была поставлена на сцене театра «de la Monnaie» в Брюсселе в 1973 (реж.В.Бауэрнфайнд, худ.Ф.Санжюст). Поскольку оперные либреттисты убрали из произведения Шекспира острые пародийные каламбуры, элементы сатиры на современное драматургу общество, важная исходная позиция - противопоставление и высмеивание различных контрастных ситуаций - была для композитора потеряна. Но Н. не был этим обескуражен, он создал прелестную занимательную комедию в манере деревенского музыкального секстета, умело сочетая песенки и мадригалы с ариями и ансамблями.Р.Петерс дирижировал с душевной щедростью, умело раскрывая характер музыки. Певцы играли легко и исполняли свои партии с воодушевлением. Премьера оперы была парадным, праздничным действием. На протяжении всей творческой жизни Н. работал в области инструментальной и вокально-оркестровой музыки. Его первая Лирическая симфония была исполнена в Париже в феврале 1930; Симфония № 2 Библейская («Biblica») в Нью-Йорке 2.1.1941: Третья симфония «Молитва» («A Prayer») также показана в Нью-Йорке 4.1.1968. Музыкальный эпизод по трагедии «Самсон-борец» («Samson Agonistes») Мильтона исполнен в Нью-Йорке 14.5.1938; «Возвращение Пушкина» («The Return of Pushkin»), элегия, прозвучала в Бостоне 2,1.1948: Кантата «Америка была обещаниями» («America was Promises») - в Нью-Йорке 25.4.1950. 2.3.1951 исполнена «Новая жизнь» («Vita nuova») для сопрано, тенора и оркестра; Виолончельный концерт с подзаголовком «Подношения» («Les Hommages») показан в Филадельфии 6.11.1953. Кроме этих сочинений, написаны также: Оратория «Иов» («Job», 1933); «Коллекционер эхо» («Collectionneur dEchos») для сопрано, баса и девяти ударных инструментов (1933); «Жених» («Le Fianc6») для оркестра (1934); Струнный квартет (1937): Соната для фагота и фортепиано (1941): две фортепианных сонаты (1926 и 1940); фортепианный концерт (1932): концерт для флейты (1948): «Христианские символы» («Simboli Chretiane») для баритона и оркестра ( 1953); «Размышление в одиночестве» («Studies in Solitude», 1961); 5 поэм Анны Ахматовой для голоса с оркестром (1964); 4 поэмы из «Доктора Живаго» Б.Пастернака (янв. 1968); фортепианные пьесы, песни. Круг тем, затронутых Н., очень широк. Неудивительно, что музыкальный язык различных его сочинений так неодинаков. Работая во Франции, композитор объединил в своем творчестве русское мелодическое начало с традициями французского импрессионизма. Некоторые сочинения более позднего периода написаны в воспринятом им космополитическом стиле с примесью «модной битональности» (Н.Слонимский, 1984). В работах на русские темы композитор возвращался к мелоритмам русских народных песен.А.0неггер в своей книге «Я композитор» (1950-51), перечисляя весьма талантливых композиторов, работавших во Франции, назвал Н. наряду с такими именами как Хиндемит, Прокофьев, Бриттен, Орфф, Барбер, Копленд, Шостакович. Начиная с 50-х Н. активно участвовал в пропаганде современной музыкальной культуры. Он стал видным музыкально-общественным деятелем: с 1952 по 1963 генеральный секретарь музыкальной секции ЮНЕСКО в Париже, в 1963-68 художественный руководитель «Берлинских музыкальных фестивальных дней», организатор «Парижских фестивалей XX века» (1952), музыкальных фестивалей в Риме (1954) и Токио (1961). В 1970-71 Н. читал лекции по эстетике в Государственном университете Буффало и затем в университете Нью-Йорка (1972-73). Н. автор книг: «Старые друзья и новая музыка» (Бостон, 1951); «И.Стравинский» (Бостон, 1964); «Мемуары русского космополита» (на англ. яз. Нью-Йорк, 1975). Он входил в число авторов многотомного труда «Композиторы двадцатого века», изданного в Лондоне в 1971-74, опубликовал множество музыкально-критических статей в журналах Америки и Европы.
Похожие на НАБОКОВ НИКОЛАС (НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ) слова / понятия:

НАБОКОВ В. Д.
НАБОКОВ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ
НАБОКОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
НАБОРНЫЙ ПОЯС
НАБОТ
НАБУАПЛУУЦУР (НАБОПАЛАСАР)
НАБУКУДУРРИУЦУР II (НАВУХОДОНОСОР II)
НАЧ. XII В. ДО Н.Э.
НАЧАЛЬНИК
НАЧАЛЬНИК МАГОВ