Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

МИЛЛЕР ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ:



МИЛЛЕР ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ - Миллер Всеволод Федорович - один из лучших исследователей русской былевой поэзии (1846 - 1913), главный представитель Московской этнографической школы, сын поэта Ф.Б. Миллера (см.); учился в пансионе Эннеса, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, еще раньше самостоятельно приступив к изучению санскрита. В университете специально занимался итальянским языком и историей итальянской живописи и классического искусства. Был оставлен при университете по кафедре сравнительной грамматики. В 1871 г., для практического изучения литовского языка, он вместе с Ф.Ф. Фортунатовым ездил в Сувалкскую губернию, где записал более 100 песен и до 20 сказок (изд. в 1873 г. при ""Известиях Московского Университета""). Во время командировки за границу напечатал по-чешски: ""Arijsky Mitra"" (в ""Casopis Mus."") и две статьи в ""Zeitschr."" Kuhn´a. Защитив магистерскую диссертацию ""Асвины-Диоскуры"" (Москва, 1876), читал санскрит и древнюю историю Востока; преподавал на высших женских курсах профессора Герье историю русского языка и древнерусскую литературу. В 1877 г. издал книгу: ""Взгляд на Слово о полку Игореве"". В 1877 и 1880 годы Миллер издавал вместе с М.М. Ковалевским ""Критическое Обозрение"". После поездки на Кавказ, в 1879 г., Миллер занялся сравнительно-грамматическим изучением иранских языков Кавказа и кавказской этнографией. Овладев осетинским языком, он отправился в 1880 г. в горы Осетии и записывал там осетинские сказания и предания. Результатом путешествия была 1-я часть ""Осетинских этюдов"" (Москва, 1881), содержащая тексты с русским переводом, и примечаниями. В 1882 г. издал II ч. ""Осетинских этюдов"", содержащую грамматические исследования и главу о религиозных верованиях осетин. Обе части составили диссертацию на степень доктора. В 1883 г. совершил еще поездку на Кавказ (описание путешествия в ""Вестнике Европы"", 1884, № 4). Состоял председателем этнографического отдела общества любителей естествознания, затем, одно время президентом всего общества; был хранителем Дашковского этнографического музея. Издал 3 выпуска ""Сборника материалов по этнографии"" (1885, 1887 и 1888 годы) и 4 выпуска ""Систематического описания коллекций Дашковского этнографического музея"" (1887 - 1895). В 1886 г. Миллер производил раскопки в Крыму и ездил для археологических исследований в Чечню, Осетию и горские общества Кабарды; результатом поездки явился 1-й выпуск ""Материалов по археологии Кавказа"". В эту же поездку Миллер записывал тексты на татском наречии горских евреев; тексты составляют 1-ю часть ""Еврейско-горских этюдов"", изд. Академией Наук под заглавием: ""Материалы для изучения еврейско-татского языка"" (1892). В 1887 г. вышла III ч. ""Осетинских этюдов"", содержащая исследование по истории осетин и лингвистические заметки и материалы. В 1892 г. Миллер перешел на кафедру русского языка и литературы, оставив за собой и преподавание санскрита. С тех пор его многочисленные самостоятельные работы вращаются, главным образом, в области русского былевого эпоса. Главнейшие труды, кроме вышеназванных: ""О сравнительном методе автора Происхождения русских былин"" (в ""Беседах Общества Любителей Российской Словесности"", III, Москва, 1871), ""Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного"" (""Древности Московского Археологического Общества"", 1887, т. V), ""О лютом звере народных песен"" (там же, т. VII), ""Восточные и западные родичи одной русской сказки"" (""Труды Этнографического Отдела Общества Любителей Естествознания и пр."", кн. IV, 1877), ""Le role du chien dans kes croyances mytholigiques"" (""Atti del VI congresso degli orientalisti"", Флоренский, II), ""Заметки по поводу сборника Верковича"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1877, № 10), ""О болгарских народных песнях Верковича"" (""Вестник Европы"", 1877), ""По поводу Траяна и Баяна Слова о полку Игореве"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1878, № 12), ""Отголоски финского эпоса в русском языке"" (там же, ч. CCVI), ""По поводу одного литовского предания"" (""Древности"", т. VIII, 1880), ""Черты старины в сказаниях и быте осетин"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1882, № 8), ""Кавказские предания о великанах, прикованных в горам"" (там же, 1883, № 1), рецензии I - XX вып. ""Материалов для исследования местностей и племен Кавказа"" (в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1883 - 1895 и отд.), ""Русская масленица и западноевропейский карнавал"" (Москва, 1884), ""К вопросу о славянской азбуке"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1884, № 3), ""Замечания по вопросу о народности гуннов"" (""Труды Этнографического Отделения"", кн. VI, 1885), ""Кавказские легенды"" (там же), ""Эпиграфические следы иранства на юге России"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1886, № 9), ""Археологические разведки в Алуште и ее окрестностях"" (""Древности"", т. XII, 1889), ""Иранские отголоски в народных сказаниях Кавказа"" (""Этнографическое Обозрение"", 1889), ""Кавказские сказания о циклопах"" (""Этнографическое Обозрение"", 1890), ""Материалы для истории былинных сюжетов"" (I - XVI ""Этнографическое Обозрение"", 1890 - 1896), ""О сарматском боге Уатафарне"" (""Труды Восточного Комитета Московского Археологического Общества"", т. I, 1890), ""Экскурсы в область русского народного эпоса"" (I - VIII, Москва, 1892); статьи по былинам в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", ""Русской Мысли"" и ""Почине"" (статьи эти вместе с некоторыми другими, вошли в книгу Миллера: ""Очерки русской народной поэзии"", 2 части): ""Funf ossetische Erzahlungen im Digorischem Dialecte"", hsgb. von Ws. Miller u. R. v. Stackelberg (Санкт-Петербург, 1891, изд. Академии Наук). Путь, которым шел Миллер, переходя постепенно от лингвистики через этнографию к изучению памятников народной поэзии, нельзя не признать чрезвычайно рациональным. Его стремление обосновать выводы на точном критико-филологическом изучении текстов былин, определить степень участия певцов специалистов и проследить этнографо-географическое распространение нашего национального эпоса привели к положительным историко-литературным результатам в изучении того материала, где до сих пор специалисты вращались в области смелых предположений и интересных, но дающих мало положительных выводов параллелей. Его труды по изучению Кавказа внесли много света в эту мало разработанную область. Во всех, даже наиболее специальных работах Миллера изложение отличается общедоступностью и изяществом. Как главный деятель этнографического отдела при обществе любителей естествознания, Миллер сумел собрать в нем много хорошо подготовленных и энергичных молодых людей, преимущественно из своих учеников, которые зимой усердно работали по своим кабинетам, а летом отправлялись обыкновенно (на собственные средства) в экспедиции, всегда приносящие новый ценный материал. А. Кирпичников (умер).
Похожие на МИЛЛЕР ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ слова / понятия:

МИЛОРАДОВИЧ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
МИЛОРАДОВИЧ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ
МИЛОРАДОВИЧ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
МИЛОРАДОВИЧ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ
МИЛОРАДОВИЧИ
МИЛОСЛАВСКИЕ
МИЛОСЛАВСКИЙ ИЛЬЯ ДАНИЛОВИЧ
МИЛОСЛАВСКИЙ НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ
МИЛОСЛАВСКИЙ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ
МИЛОВИДОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ