Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЛУРЬЕ АРТУР:



ЛУРЬЕ АРТУР - (наст. имя и отч. Наум Израилевич) (псевд. Артур Винсент, Артур Сергеевич) (1.5.1891, м. Пропойск, Быховского у. Могилевской губ. - 10.[по др. св. 12.110.1966, Принстон, шт. Нью-Джерси, США) - композитор, общественный деятель, музыкальный критик. По свидетельству либреттистки композитора И.Грэм (США), Л. принадлежал к старинному еврейскому роду испано-французского происхождения. Отец - Израиль Хацкелев Лурья - был инженером, владельцем небольшой фабрики, мать - Анна Яковлевна (урожд. Левитина) - христианка по вероисповеданию, хорошо играла на рояле, она же преподавала первые уроки игры на инструменте своему сыну. В 1899 семья переехала в Одессу, где с 1902 по 1909 Л. учился в коммерческом училище. В 1909 он поступил в Петербургскую консерваторию, где занимался вплоть до 1916 у В. Дроздова и М.Бариновой по классу фортепиано, а у А.Глазунова по теории и композиции; однако он не сдал заключительного экзамена и не получил диплома. Одновременно посещал философский факультет университета как вольнослушатель. Ранние сочинения консерваторского периода - 5 прелюдий, 2 эстампа, 2 поэмы для голоса и фортепиано на слова П.Верлена - обнаруживали влияние А.Скрябина и К.Дебюсси. Приблизительно с 1913, отказавшись от академическо-традиционной стилистики, Л. примкнул к «лагерю футуристов»: Хлебникову, Маяковскому, Якулову, Татлину, Кульбину, братьям Бурлюкам и др. объединившимся в литературном союзе «Гилея» и художественном - Союзе молодежи. Оказавшись в «эпицентре» русского футуризма, Л. воспринял основные идеи этого направления и попытался адаптировать их к музыкальному материалу. Так возникли три основных реформаторских проекта Л.: во-первых, микроинтервальная музыка, вдохновленная статьей Н.Кульбина «Свободная музыка», где давалось обоснование микроинтонационности - деления звуковой шкалы не только на 1/2-тоны, но и на 1/3-, 1/4-, 1/8-тоны и т.д.; во-вторых, шумовая музыка, включающая в себя все мыслимые звуки и предвосхищающая «конкретную музыку» авангарда 1950-х; и, в-третьих, «виртуозная музыка», яркий образец которой представлен в сочинении «формы в воздухе», где нотная запись предельно индивидуализирована и может быть отнесена к феномену «музыкальной графики». К числу наиболее значительных художественных открытий Л. этого периода принадлежит подход к 12-тоновости на основе свободной атональности (например, в фортепианном цикле «Синтезы»). Почувствовав эту актуальную для начала века тенденцию, Л., в отличие от Н.Рославца, Н.Обухова или композиторов «Новой венской школы», не пошел по пути додекафонии и стилистически «смодулировал» к «новой простоте». Как и большинство леворадикальной интеллигенции и художников-авангардистов, Л. с восторгом принял события 1917: в 1918 был назначен Луначарским на пост заведующего музыкальным отделом Наркомпроса. Однако эйфория первых революционных лет прошла для Л. довольно быстро. Служба на посту «комиссара» становилась в тягость: жалобы профессуры Московской консерватории в ответ на попытку проведения реформ, обвинения в невнимании к всевозможным агитационным кампаниям, перевод с поста начальника МУЗО в петроградский Институт истории искусств... И все же его отъезд за границу был в известной мере неожиданным. В марте 1922 он поехал в командировку в Берлин для работы в «Интернациональной гильдии композиторов», инициатором которой был композитор Э.Варез, а представителями - И.Стравинский, М.Равель, Ф.Бузони, П.Хиндемит и др. По словам самого композитора, он не предполагал остаться за рубежом (вплоть до 1924 в Советской России еще печатались его ноты и статьи). Тем не менее в 1923 он отправился во Францию, где и пробыл до 1941. В Париже в среде русской эмиграции он не нашел взаимопонимания; в нем продолжали видеть «красного комиссара». Возможно, эта отчужденность сыграла свою роль в усилении католицизма в мировоззрении композитора. Религиозная линия, всегда присутствовавшая в его творчестве (еще в 1913 композитор принял католичество), во Франции проявилась в таких сочинениях как «Литургическая соната», «Духовный концерт», «Гимн Св.Бенедикту», Увлечение музыкой Стравинского предопределило «неоклассицистский» стиль Л. (например, Маленькая сюита in F). Идеи Вареза привели Л. к опытам минимализма. К числу наиболее значительных сочинений парижского периода относятся опера «Пир во время чумы», Первая симфония (Simfonia dialectica), Вторая симфония (Кормчая), католические мотеты, Сюита для струнного квартета и др. В Париже все более важное место начала занимать деятельность Л.-музыкального критика: он состоял в редколлегии еженедельника «Евразия» (гл. ред.П.Сувчинский] как корреспондент и ответственный за рубрику «Концерты в Париже» - писал о важнейших музыкальных событиях. В журнале «Версты», наряду с такими авторами как М.Цветаева, С,Есенин, Б.Пастернак, печатались эссе Л. о Моцарте, аналитические этюды, посвященные музыке Стравинского и др. статьи. В 1941 Лурье, спасаясь от фашизма, выехал в США. В течение 20 лет жил в Нью-Йорке, затем в Сан-Франциско и последние 6 лет - в Принстоне. В Америке были написаны крупное сценическое сочинение «Арап Петра Великого» по Пушкину, Кантата для женского хора и 5 инструментов «Sibylla Dicit», «Погребальные игры в честь Кроноса» для 3-х флейт, фортепиано и тарелки, «Заклинания» - вокальный цикл на стихи из «Поэмы без героя» А.Ахматовой и др. В последние годы он написал интереснейшие воспоминания «Чешуя в неводе» (памяти М.Кузмина) и «Наш марш», воссоздающие портреты современников раннего русского авангарда 1910-х.
Похожие на ЛУРЬЕ АРТУР слова / понятия:

ЛУХИТ
ЛУЗ
ЛУЗАНОВЫ
ЛУЗАНОВЫ
ЛУЗИТАНЫ
ЛЫБЕДЬ
ЛЖЕДИМИТРИЙ
ЛЖЕИМЕННОЕ ЗНАНИЕ
ЛЖЕПРОРОК
ЛЖЕСЛОВЕСНИК