Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ:



ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ - (6.12.1870, м. Креславка, Двинского у. Витебской губ. 1965, Париж) - философ, историк философии. Отец, Онуфрий Иванович, был обрусевшим поляком, православным. Мать, Аделаида Антоновна, польского происхождения, католичка. Несмотря на преобладание польской крови, семья считала себя русской, и воспитание 15 детей было проникнуто русским национальным сознанием. В 1872 отец Л., служивший до этого лесничим, получил должность станового пристава, и семья переехала в Дагду. После скоропостижной смерти отца в 1881 Николая отправили на учебу в витебскую гимназию, где он познакомился с сочинениями Д.Писарева, Н.До6ролюбова, Н.Михайловского. Под влиянием революционных идей Л. стал материалистом, социалистом и атеистом. В 1887 был исключен из гимназии «за пропаганду социализма и атеизма» с «волчьим билетом», т.е. без права поступления в другие учебные заведения. Л. нелегально перебрался за границу, желая продолжить образование в Цюрихе и в Берне. Здесь его революционно-материалистическое мировоззрение получило дальнейшее развитие: он познакомился с сочинениями К.Фогга, Г.Плеханова, присутствовал на публичных лекциях последнего, участвовал в демонстрации в честь приезда В.Либкнехта. Испытывая материальную нужду, Л. решил перебраться в Алжир и продолжить там учебу. Обманным путем он был завербован в Иностранный легион и, только прикинувшись душевнобольным, сумел покинуть Алжир. В 1889 Л. возвратился в Россию и поступил на курсы бухгалтеров, но вскоре оставил их, т.к. влиятельные родственники через министра просвещения добились для него права обучения в петербургской гимназии. В 1891 он получил аттестат и осенью того же года поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Проявляя повышенный интерес к ботанике, химии и особенно к анатомии, которую преподавал П.Лесгафт, Л. продолжал самостоятельно изучать философию: знакомился с трудами Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Спенсера, читал «Историю философии» Куно Фишера, но его не удовлетворяли попытки объяснить мир, исходя из позиций механистического материализма. Большое влияние на Л. оказало знакомство с С.Алексеевым (Аскольдовым), сыном известного русского философа-неолейбницианца А.Козлова. С 1894 посещал лекции А.Введенского, философский кружок А.Козлова. В 1898 занятия философского кружка, членами которого были также С.Метальников и Я.Колубовский, проходили в доме известного русского педагога В.Стоюнина: его дочь, Л.В.Стоюнина, стала вскоре женой Л. После окончания естественно-научного отделения в 1896 Л. стал вольнослушателем историко-философского факультета. На жизнь зарабатывал частными уроками и переводами философских текстов (перевел некоторые работы И.Канта, 4, 7 и 8 тома «Истории новой философии» Куно Фишера, «Основы логики» Т.Липпса и ряд др.). В 1898 Л. защитил дипломную работу «Рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница» и был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1900 приват-доцент кафедры философии Петербургского университета. Осенью 1901 и весной 1902 находился в научной командировке за границей, вначале у В.Виндельбанда и Л.Циглера в Страсбурге, затем у В.Вундта в Лейпциге. В 1903 уехал в Гёттинген, где проходил практику по экспериментальной психологии у Г.Мюллера. Осенью 1903 Л. защитил магистерскую диссертацию «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», в которой попытался соединить волюнтаризм в психологии с интуитивизмом в гносеологии. С 1904 Л. активно занимался общественнополитической деятельностью; был избран председателем Союза приват-доцентов, лаборантов и ассистентов, работал в секции разработки новых уставов университетов в Академическом союзе. В этот период он отошел от идей социализма, ближе ему оказались либеральные позиции, верность которым он сохранял на протяжении всей жизни. В 1905 вступил в только что образованную кадетскую партию, принадлежал к ее левому крылу.Л. являлся решительным сторонником демократического представительного образа правления, независимо от того, будет ли это конституционная монархия или республика, разделял идеи «фабианского социализма», отрицательно относился к большевикам и марксистской идеологии, 1-ю русскую революцию встретил настороженно; во время слушания рассказа о разгоне одной из демонстраций с ним случился сердечный припадок психоневротического характера. Эти припадки будут периодически мучать его вплоть до революции 1917.. Но ни революция, ни болезнь не отвлекали Л. от главного - разработки нового гносеологического направления - интуитивизма. В 1904-5 в журнале «Вопросы философии и психологии» была напечатана его докторская диссертация «Обоснование мистического эмпиризма», которую в 1907 он защитил в Московском университете. В 1 908-9 Л. вел преподавательскую деятельность в Петербургском университете, Женском педагогическом институте, Бестужевских Высших женских курсах и др. учебных заведениях. С 1909 Л. начал занятия метафизикой и приступил к подготовке книги «Мир как органическое целое» (опубл. в 1917). В ходе работы над книгой сформировались исходные принципы его оригинальной гносеологии и онтологии. Главную свою задачу он видел в преодолении кризиса новейшей философии путем синтеза эмпиризма с рационализмом и персоналистического индивидуализма с идеалистическим универсализмом.Л. перевел «Критику чистого разума» Канта и подверг критике ряд его идей. Вместо включения объекта в субъект Л. предложил предсознательную «гносеологическую координацию» субъекта и объекта, которые в его философской системе являются самостоятельными, но в то же время органично спаянными «отвлеченным единосущием». Это частичное единосущие позволяет субъекту наблюдать внутренний и внешний мир таким, какой он есть. Субъект не творит содержание восприятия и мышления, а лишь выбирает, какие предметы, данные в подсознании, следует подвергнуть опознанию. Наше познание несовершенно, фрагментарно, но мы познаем действительные, объективные истины, являющиеся частичками абсолютной истины, полностью достижимой в царстве Духа. Онтологическое строение мира Л. представлял как взаимодействие «субстанциональных деятелей» (преобразование монады Лейбница), творящих свои действия (реальные события) сообразно носимым ими отвлеченным идеям (в платоновском смысле). Субстанциональные деятели есть начала творящие, объединяющие физическое и психическое. Они являются потенциальными или реальными (персонами), абсолютно свободными в своих действиях (свободны даже от Бога), но связанными друг с другом отвлеченным единосущием, которое позволяет организовать им общение между собой по типу интуиции, т.е. непосредственно. Соответственно разным аспектам бытия Л. выделяет 3 типа интуиции: чувственную, интеллектуальную, мистическую. В целом же философская система Л. характеризуется такими чертами как гносеологический реализм и интуитивизм в теории познания и конкретный органический персоналистический идеал-реализм в онтологии. 1-я мировая война застала семью Лосских на отдыхе в Швеции, откуда они спешно эвакуировались на родину, В 1915-16 в связи с занятиями метафизикой начался медленный процесс возвращения Л. к религии. Как и многие другие русские философы, он совершил поездку в Оптину Пустынь. Обе революции 1917 Л. встретил отрицательно, считая, что революция есть величайшее бедствие для народа, однако весной 1917 участвовал в популяризации идей кадетской партии, из которой вышел лишь после ее официального запрета в ноябре 1917. В трудные послереволюционные годы Л. продолжал активную философскую деятельность. В ряде своих работ он обосновывал динамистическое и виталистическое понимание материи, разработал собственную систему интуитивистической логики, в которой все суждения имеют в одном отношении аналитический (субъективная сторона знания), а в другом синтетический (объективная сторона знания) характер. Одновременно он продолжал работать в Петроградском университете в должности профессора (с 1916), С 1 920 Л. читал лекции в Народном университете. Будучи принципиальным противником революционно-социалистического мировоззрения, Л. не счел возможным стать членом Вольной Философской Академии (Вольфила), однако на одном из ее заседаний выступил с лекцией «Бог и органическое миропонимание». Попытка Л. организовать журнал «Мысль» закончилась неудачей (запрещен с 4-го номера). В 1921 за защиту догмата троичности Л. уволили из Петербургского университета. Сильное нервное расстройство, последовавшее за отставкой, послужило причиной тяжелой болезни. По совету врачей Л. намеревался отправиться в Карлсбад и уже через президента Чехословакии Т.Масарика добился получения визы, однако оказался в Чехословакии совсем по другой причине. В ноябре 1922 его вместе с группой известных ученых и общественных деятелей выдворили за пределы Советской России. По совету П.Струве Л. решил обосноваться в Праге, где продолжил преподавательскую и научную работу. Он читал лекции в Русском университете, организовал лекторат в Брно, ездил с циклами лекций в Варшаву, Париж, Лондон, Белград, посетил США, Швейцарию; в 1942 получил кафедру философии в Братиславском университете. До 1930 Л. получал профессорскую стипендию из фонда «Русской акции», а также единовременные пособия из канцелярии президента. Чехословацкие президенты Т.Масарик и Э.Бенеш были не чужды философии, а имя Л. к тому времени приобретало международную известность. В эмигрантский период Л. продолжал работать над развитием своей философской системы. Главную задачу он видел в переходе от теоретической философии к практической, а с 1923 занимался историей русской философии. Сочинения Л. этого времени глубоко религиозны, направлены на поиск идеала абсолютного добра и красоты. В понимании Л. «субстанциональные деятели» абсолютно свободны и тем самым абсолютно ответственны за свои поступки. В природе и обществе одновременно действуют прогресс и регресс, в зависимости от свободного выбора «субстанциональных деятелей». Вследствие своего эгоизма многие «субстанциональные деятели» вступают в противоборство друг с другом и образуют наш грешный мир, или царство вражды. Те же, кто вступают друг с другом в отношения любви и гармонии, достигают «конкретного единосущия» и образуют Царство Божие, в котором нет разобщенности и материальности. Царство Божие и пути его достижения - важнейшая тема книг философа.Л. не создал самостоятельной апологетики, но он рассматривал свою книгу «Достоевский и его христианское миропонимание» (Нью-Йорк, 1953) как апологию христианства в преломлении через творчество великого писателя. Мировоззрение Л. наложило существенный отпечаток на его послевоенные сочинения. В работе «History of Russian Philosophy» (НьюЙорк, 1951; M., 1993) он особенно подчеркивает реализм и интуитивизм русских философов, утверждает обязательность и прогрессивность христианских принципов в философии. В книге «Характер русского народа» (Франкфурт-на-Майне, 1957) выделяет в качестве определяющих такие черты русского характера как повышенная религиозность и постоянное искание идеала абсолютного добра. После 2-й мировой войны Л. переехал в США, где с 1947 по 1950 преподавал философию и историю русской философии в СвятоВладимирской Духовной академии в Нью-Йорке, удостоился почетного членства в «Международном обществе Марка Твена». В 1952 получил американское гражданство. В 50-е жил у своих сыновей то в США, то во Франции. После скоропостижной кончины сына Владимира в 1958 состояние его здоровья резко ухудшилось. С 1960 Л. находился на попечении в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном Владимиром.
Похожие на ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ слова / понятия:

ЛОССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
ЛОТ
ЛОТ
ЛОТАН
ЛОТОК
ЛОТОВЫЙ
ЛОВИТВА
ЛОХАБЕРАКСТ
ЛОХЕШ
ЛОЗА