Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЛОССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ:



ЛОССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - (26.5.1903, Гёттинген - 7.2.1958, Париж) - религиозный философ, богослов. Сын философа Н.О.Лосского и Людмилы Владимировны Стоюниной, дочери видного русского педагога В.Стоюнина, Детство и юность Владимира прошли в Петербурге. В 1912 он поступил в гимназию своей бабушки, М.Стоюниной, а затем в 1913-17 учился в коммерческом училище М.Шидловской, которую посещали сыновья А.Керенского, Л.Каменева, Л.Троцкого, Б.Кустодиева; в первых классах учился Д.Шостакович.Л. преуспевал в гуманитарных науках, его школьные сочинения зачитывались в качестве образцовых на уроках русского языка, особые надежды возлагала на него и преподавательница всеобщей истории А.Петрункевич. В 1919в религиозном мировоззрении Л. произошел кризис, проявившийся в скептическом отношении к вероучению и церковным обрядам. Однако, благодаря отеческим и пастырским наставлениям, равно как и собственной внутренней духовной эволюции, Л. уже в следующем году пережил процесс религиозного возрождения и, по свидетельству брата, Б.Лосского, «до смерти... не провел года, а к концу жизни даже недели без принятия святых тайн», В 1920-22 Л. - студент факультета общественных наук Петроградского университета, слушал курсы лекций по западной медиевистике у О.Добиаш-Рождественской, И.Гревса, Л.Карсавина; древнегреческой литературе - у Ф.Зелинского; истории искусств - у Б.Фармаковского. Занятия были вынужденно прерваны насильственной высылкой в 1922 его отца. Лосские последовали за главой семьи вначале в Берлин, затем в Прагу, где с марта 1923 по июнь 1924 Владимир обучался на философском факультете Карлова университета, сосредоточившись на занятиях медиевистикой, греческим и латинским языками, а также византиноведением у академика Н.Кондакова. Стремясь к получению более основательного образования, Л. уехал в Париж, поступил в ноябре 1924 на филологический факультет Сорбоннского университета, избрав своими научными руководителями известных специалистов по средневековой истории и философии - Ф.Лота и Э.Жильсона. Окончив в июне 1927 Сорбонну, Л. женился на Магдалине Исааковне Шапиро (4.6.1928). Знакомство с М.Ковалевским и его братом Евграфом привело молодоженов в Братство Св. Фотия, главная задача которого состояла в утверждении православия и, конкретно, распространении Истин Православия во Франции. С 1931 по 1940 Л. возглавлял Братство. Отстаивая некоторые догмы православия и сохраняя верность московскому патриаршему престолу, Л. развернул в 1935-36 «спор о Софии», осудив софиологию о.Сергия Булгакова. Экуменическая деятельность Л., помимо диспутов и проповедей, была отмечена активным вкладом в дело основания на территории Франции в 1937 общины «православных западного обряда», существующей ныне под названием «Eglise Orthodoxe de France». Начиная с 1927 и до конца жизни Л. вел углубленный научный анализ учения немецкого мистика XIII-XIV вв. Майстера Экхарта. Оставшись незавершенным, это исследование, тем не менее, вошло в число лучших трудов по истории средневековой философии и религии. Научная деятельность, однако, не приносила какого-либо дохода семье Лосских, пополнившейся четырьмя детьми. Заработок был найден у профессора ф.Лота, поручившего своему выпускнику подготовку переиздания словаря средневековой латыни «Glossaire Ducange». Перед началом 2-й мировой войны Л. принял французское гражданство. Считая своим долгом гражданина и христианина не оставаться в стороне от происходящих событий, он в октябре 1940 вступил в ряды движения Сопротивления. Антифашистская борьба в группе Б.Вильде сочеталась с интенсивной творческой, богословской работой; в 1944 вышла в свет одна из главных книг Л.-теолога «Очерки мистического богословия восточной церкви». Совсем не случайно книга была написана на французском языке. Полагая, что именно он призван свидетельствовать об Истине православия во Франции, Л. читал лекции и писал по-французски, за исключением тех случаев, когда его непосредственным адресатом была русскоязычная аудитория. В декабре 1944 по инициативе о.Евграфа Ковалевского организовался Французский православный институт им. Св.Дионисия, куда Л. привлекли читать курс догматического богословия и церковной истории. С 1945 он стал членом редколлегии журнала «Живой Бог», а с 1947 - постоянным участником ежегодных конференций англо-русского Братства им. Св.Албания и преподобного Сергия в Абингдоне, главной задачей которых являлось сближение христианских вероисповеданий, в частности, англиканства с православием. После разрыва о.Евграфа Ковалевского с московской патриархией в 1953 Л. ушел из Института Св. Дионисия и преподавал догматическое и сравнительное богословие на Пастырских курсах, учрежденных при Русском западноевропейском патриаршем экзархате. В сентябре 1954 он участвовал в Августиновском конгрессе, а в сентябре 1955 -во 2-й Оксфордской конференции по патрологии. В период эмиграции Л. опубликовал многочисленные книги и статьи на богословские темы, которые в совокупности составили новый этап в развитии православного учения. Согласно взглядам Л" богословие и мистика не исключают друг друга, а взаимно поддерживают. Богословие должно становиться опытным, к нему следует относиться как к живой боговдохновенной истине, а не как к набору умозрительных понятий и схоластических догматов.Л. утверждал жизненное познание Бога, т.е. единение людей с Богом, их обожение. Единение с Богом в его энергии (несотворенном свете) позволяет нам участвовать в естестве Бога. Обожение личности достигается взаимодействием двух воль - воли Св.Духа, дарующего благодать, и воли человека, на которого благодать нисходит и который к ней устремлен.Л. доказывал своими трудами, что, несмотря на известный консерватизм догматической части христианского вероучения, в православной традиции содержится значительный неортодоксальный потенциал. Созерцательная теология, ведущая Дух к сверхразумным реальностям, предполагающая, однако, участие в божественной жизни Св.Троицы, возрождение святоотеческих и исихастских традиций, разработка «православного энергетизма» - все это внесло освежающую творческую струю в современное православное богословие и в мировую христианскую мысль. Творчество Л. приобрело широкую известность и имело большое влияние в теологических кругах Запада. Совершив в 1956 паломничество к православным святыням России (паломники посетили Богоявленский собор, Троице-Сергиеву, КиевоПечерскую и Александро-Невскую Лавры и др. храмы), Л. по возвращении написал: «Теперь, «из моего прекрасного далека», вспоминаю о встрече с русским народом как о драгоценном духовном опыте, который довелось иметь». Раздумья о горнем не были оторваны от земного. По свидетельству друзей, Л. был необыкновенно добрым человеком, умел слушать других, понимать и помогать. Его жизнь в кругу семьи и отношения с окружающими являли образец человека и христианина. Его душа была раскрыта всему живому - красоте, молодости, искусству, что сочеталось, однако, с особой мистической отрешенностью при чтении молитв, Библии.Л. похоронен на кладбище СентЖеневьев-де-Буа.
Похожие на ЛОССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ слова / понятия:

ЛОТ
ЛОТ
ЛОТАН
ЛОТОК
ЛОТОВЫЙ
ЛОВИТВА
ЛОХАБЕРАКСТ
ЛОХЕШ
ЛОЗА
ЛОЖЬ