Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

КОНДАКОВ НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ:



КОНДАКОВ НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ - (1.11.1844, с. Халань, Новооскольского у. Курской губ. 17.2.1925, Прага) - историк искусства. Сын бывшего крепостного, купца 3-й гильдии, управляющего им.ями князей Трубецких. В 1861-65 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, слушал лекции К.Герца и Ф.Буслаева. Окончив университет, преподавал русский язык и словесность в средних учебных заведениях и историю искусств в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1870 приват-доцент, с 1877 профессор кафедры истории и теории искусств Новороссийского университета в Одессе: создал в университете первый в России музей античных слепков. Основал Одесскую рисовальную школу, был в 1884-88 ее директором. Член Московского (с 1867) и Русского (в 1876-91) археологических обществ. Первые три статьи К. были опубликованы в 1866; магистерскую диссертацию посвятил классическому искусству (1873), докторская диссертация - «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (Одесса, 1876: на франц. яз. - Париж, 1886). С 1888 К. жил в Петербурге. Профессор кафедры истории искусств Петербургского университета (до 1897) и Высших женских курсов, главный хранитель отделения Средних веков и Возрождения в Эрмитаже (до 1893), входил в различные комиссии Академии художеств. Учениками К. были Д.Айналов, Е.Редин, Я.Смирнов, он оказал большое влияние на Н.Лихачева, М.Ростовцева, С.Жебелева, П.Покрышкина, Н.Окунева, Л.Мацулевича, Н.Сычева, В.Мясоедова и др. видных историков и историков искусства. Был одним из организаторов основанного в 1895 центра византиноведения - Русского Археологического института в Константинополе. В 1901 организовал Комитет попечительства о русской иконописи, управляющий делами комитета; участвовал в создании экспозиций икон в Третьяковской галерее (1905) и Русском музее, работал экспертом в области реставрации и охраны памятников средневекового искусства. В своих трудах К. впервые охарактеризовал важные особенности византийского искусства и обосновал его периодизацию. Изучая культуры Византии и византийского ареала - Закавказья, балканских стран и особенно Древней Руси, много сделал для выяснения связей и взаимовлияния между ними и отличительных черт каждой из этих культур. Поставил проблему генетического родства искусства Западной Европы, Византии и Востока, прежде всего прим.тельно к прикладному искусству и архитектурной декорации. Исследования К. посвящены как отдельным видам художественной деятельности («Мозаики мечети Кахрие Джамиси в Константинополе». Одесса, 1881; «Византийские эмали». СПб., 1892: одновременно изд. на франц. и нем. яз. во франкфурте-наМайне), так и комплексам памятников крупных регионов и культурных центров («Византийские церкви и памятники Константинополя». Одесса, 1887: «Русские клады, Исследования древностей великокняжеского периода», т. 1, СПб., 1896; «Памятники христианского искусства на Афоне. СПб. 1902; «Македония. Археологическое путешествие», СПб., 1909). Для изучения истории искусства в России большое значение имели труды К. «Русские древности в памятниках искусства» (СПб., 1889-97; с И.И.Толстым) и «О научных задачах истории древнерусского искусства» (СПб., 1899). Научный подход к памятнику К. видел не в подробном его описании, а в выявлении главных его черт, К. был выдающимся знатоком историко-культурной проблематики искусства. Он использовал принцип типологической систематизации памятников и тонкий анализ их техники. Последователь Буслаева, К. развил иконографический метод, соответствующий каноническому характеру средневековой художественной культуры. Метод включал в себя и традиционный для науки XIX в. анализ стиля. Среди крупнейших трудов К. - «Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа» (СПб., 1905); «Иконография Богоматери» (т. 1-2. СПб., 1914; Пг,, 1915). Универсальность научных интересов К. оперировавшего огромным количеством фактов, уникальные знания в области художественных ремесел были связаны с его работой по сбору и систематизации памятников искусства в хранилищах (музеях, ризницах, частных коллекциях и т.д.) и, главым образом, в естественной среде.К. проводил раскопки в Керчи, Херсонесе, Тамани, с 1867 по 1914 совершил множество поездок с целью изучения памятников искусства, в том числе в Крым, в Грузию, на Кубань, по древнерусским городам, по иконописным селам Владимирской губернии; посещал Германию, Чехию, Швейцарию, Францию, Англию, Италию, Турцию, Египет, Грецию, Сирию, Палестину, Испанию, Венгрию, Швецию и др. С 1898 К. - действительный член Петербургской Академии наук по историко-филологическому отделению, с 1900 - по отделению русского языка и словесности, с 1907 почетный член Киевской ис 1908 - Петербургской духовных академий. В апреле 1917 К. уехал из Петрограда в Одессу; осенью приезжал в Москву для сбора материалов о русских кладах и иконописи, Затем жил в Ялте, завершая там работу над книгой «Русская икона», и в сентябре 1918 вернулся в Одессу, где читал лекции в университете по истории русской иконописи и редактировал в 1919-20 газету «Южное слово» (отдел иностранной политики); одновременно проводил дома занятия по искусству Возрождения. Эмигрировав 8.2.1920, обосновался в Софии, Читал лекции в Софийском университете по средневековому искусству и культуре Восточной Европы, изучал древности Болгарии. В Одессе и Софии у К. продолжали учиться Н.Окунев и А.Грабар. Последний этап жизни и творчества К. связан с Прагой, куда он переехал 26,4.1922, В Пражском университете был прочитан в 192224 курс «О роли восточноевропейских славянских и кочевых народностей в истории образования общеевропейской культуры», лекции по истории античного быта и культуры (опуб. в 1931), по проблемам орнамента.К. был избран почетным президентом 2-го конгресса русских ученых за границей. Награжден более чем 50 дипломами научных обществ, университетов и академий разных стран. В апреле 1924 выступил с докладом на 1 -м конгрессе византинистов в Бухаресте. В числе пражских учеников К. А.Калитинский, Н.Беляев, Н.Толль, М.Андреева, Д.Рассовский и др., объединившиеся вместе с другими учеными после смерти К. в «Seminarium Kondakovianum», преобразованный позднее в Институт им.Н.Кондакова в Праге. Посмертно были изданы «Русская икона» (тт. 14. Прага, 1928-33: на англ. яз.: Лондон, 1927), «Воспоминания и думы» (Прага, 1927); «Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры» (Прага, 1929). Часть работ К. осталась неопубликованной: т.З «Иконографии Богоматери (Мадонны)» (в 1925 рукопись куплена Ватиканом); т.2 «Русских кладов»; «История средневековой итальянской миниатюры».
Похожие на КОНДАКОВ НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ слова / понятия:

КОНДИЦИИ
КОНДОРСЕ
КОНДРАТЬЕВ
КОНЕЦ ГОДА
КОНЕЦ СТАРОВАВИЛОНСКОГО ПЕРИОДА
КОНЕЦ, УПАДОК СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
КОНЕНКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
КОНФЕССИЯ
КОНФОРМИЗМ
КОНФУЦИЙ