Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ИЗГОЕВ АЛЕКСАНДР СОЛОМОНОВИЧ:



ИЗГОЕВ АЛЕКСАНДР СОЛОМОНОВИЧ - (наст. фам. и имя Лянде Арон) (11.4.1872, Ирбит 11.6.1935, Хаапсалу, Эстония) - публицист. Отец - учитель Виленского раввинского училища. В 1889 И. окончил ирбитскую гимназию и поступил на медицинский факультет Томского университета, но вынужден был оставить учебу из-за участия в марксистских кружках. С 1894 изучал общественные науки за границей. По возвращении в Россию обучался на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1900).В 90-е начал политическую деятельность как легальный марксист, позднее - социал-демократ. Еще студентом сотрудничал в журналах «Новое слово» (1987), «Жизнь» (с 1899), «Образование», в газете «Южное обозрение». Разочаровавшись в марксизме, И. попытался найти сторонников в либеральных кругах русской интеллигенции. С 1902- сотрудник либерального еженедельника «Южные записки»; в 1904-5 стал заведующим редакцией и редактором отдела журнала. Он выступал одним из организаторов Союза освобождения, с 1905 руководил его Одесской группой. В декабре 1905, спасаясь от еврейских погромов, переехал в Петербург. На 3-м съезде партии кадетов в апреле 1906 был избран в состав ЦК, к правому крылу которого принадлежал до 1918.С 1906 сотрудник общественно-политических журналов «Полярная звезда», «Свобода и культура», «Без заглавия», газет «Речь» (ЦО партии кадетов), «Дума». С 1910 возглавлял политический отдел журнала «Русская мысль». В 1906 появился первый научный труд И. «Общинное право. Опыт социально-юридического анализа общинного землевладения как института гражданского права». В этой работе община была подвергнута скрупулезному исследованию с точки зрения исторической обусловленности и уровня правового развития современного общества. В 1909 И. опубликовал в сборнике «Вехи» статью, посвященную анализу мировоззренческих основ интеллигенции. Впоследствии он развил свои идеи в сборнике «Из глубины» (1918). В 1912 вышло подготовленное им исследование жизни и деятельности П.Столыпина. Февральскую революцию И. воспринял пессимистически. Он оценивал культурный уровень подавляющего большинства российского социума как довольно низкий, что не могло позволить обществу перейти от авторитаризма к республиканской форме правления, к демократическим свободам. Именно поэтому И., в отличие от многих видных деятелей кадетской партии, не вошел ни в одну из государственных структур и продолжал публицистическую и общественную деятельность. В мае-июне 1917 он выступил одним из учредителей «Лиги русской культуры», а на страницах газеты «Речь» появлялись его статьи, в которых резкой критике подвергалась деятельность социалистических партий, в первую очередь большевиков. На 8-м съезде кадетской партии (май 1917) выступил против правительственной коалиции с социалистами. После Октябрьской революции занял антисоветскую позицию. В ноябре 1917 И. вместе с А.Тырковой организовал выпуск газеты «Борьба», в которой открыто призывал к вооруженному сопротивлению диктатуре пролетариата. Неоднократно подвергался арестам, ссылкам, тюремному заключению: с ноября 1918 по январь 1919 находился на окопных работах в Вологде, возвращен по ходатайству Союза писателей, в частности, М.Горького; с начала 1921 в Ивановском концлагере, Освободившись из заключения, работал в Публичной библиотеке, печатался в сборниках «Утренники», «Парфенон», выступал с лекциями, основное содержание которых сводилось к анализу «веховского» наследия, «Смена вех» и т.д. В августе 1922 И. вновь был арестован и вскоре с группой известных российских ученых и общественных деятелей выслан за границу. До конца 20-х И. проживал в Праге, где состоял в Союзе русских писателей и журналистов; публиковался в различных эмигрантских изданиях - журналах «Хозяин», «Русская мысль», «Студенческие годы», газетах «Возрождение», «Россия и славянство», «Руль». Особое внимание он уделял политической и культурной жизни в Советской России. Вел раздел «Советский жемчуг» в газете «Руль». В 1923 в «Архиве русской революции» опубликовал воспоминания о времени, проведенном в Советской России. Считал кооперацию такой формой объединения, которая «не может ставить своей задачей социалистическое... преобразование общества», Его тезис - «социализм означает смерть кооперации» - породил бурю протеста со стороны леворадикальной прессы. И. активно откликался на события эмигрантской жизни, подробно освещал деятельность научных эмигрантских центров: Экономического кабинета профессора С.Прокоповича, Экономического семинара академика П.Струве (где И. выступал с аналитическими докладами по истории общины), Института изучения России. Обобщенное представление о русском зарубежье содержится в работе И. «Рожденное в революционной смуте», где рассматриваются русские политические силы в эмиграции, анализируется крах правых и левых идеологий, а также дается оценка евразийскому течению. По мнению И., евразийцы вложили «много духовных сил» в обоснование формулы «Россия - особый мир» как с географической, антропологической, лингвистической, так и с исторической и социологической точек зрения. Заслугу евразийцев И. видел в том, что они «возродили русскую консервативно-националистическую мысль». В начале 30-х И. выехал в Эстонию, где провел свои последние годы, продолжая публицистическую деятельность (в частности, сотрудничество в рижской газете «Сегодня»),
Похожие на ИЗГОЕВ АЛЕКСАНДР СОЛОМОНОВИЧ слова / понятия:

ИЖЕВСК
ИЗЯСЛАВ (1054-1078)
ИЗЯСЛАВ - II (1146-1154)
ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (1024 - 1078)
ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ
ИЗЯСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ
ИЗЯСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ
ИЗЮМОВ АЛЕКСАНДР ФИЛАРЕТОВИЧ
ИЗМАИЛ
ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА