Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ИВАНОВ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ:



ИВАНОВ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - (29.10.1894, Ковенская губ. - 26.8.1958, Йер ле Пальме, Франция) - поэт, прозаик, литературный критик. Сын дворянина, бывшего военного; мать - из голландского рода Вир ван Брештейнов. Детство И. прошло в имении Студенки. После разорения и смерти отца поступил во 2-й кадетский корпус в Петербурге, но не окончил его. Впервые выступил публично с чтением стихов в кабаре «Бродячая собака», в печати дебютировал в 1910 в журнале «Все новости литературы, искусства, театра, техники и промышленности». В 1911 сблизился с эгофутуристами, нов 1912 демонстративно порвал с ними и вступил в объединение акмеистов «Цех поэтов»; ему покровительствовал Н.Гумилев. В России выпустил сборники стихов: «Отплытие на о. Цитеру» (СПб., 1912), «Горница» (СПб., 1914), «Памятник славы» (Пг. 1915), «Вереск» (М., Пг. 1916), «Сады» (Пг. 1921), «Лампада» (Пг. 1922). Участник альманаха «Дом искусств» (1921). Эмигрировал под видом заграничной командировки осенью 1922 вместе со второй женой, И.Одоевцевой. Жил в Берлине, с 1923 в Париже, временами в Риге. Печатался в журналах «Современные записки», «Новый журнал», «Новый дом», «Числа» (1930-34: один из его создателей), «Возрождение», «Звено», в газетах «Последние новости», «Новое русское слово», «Сегодня», в сборнике «Круг» и в др. изданиях. Бессменный председательствующий на заседаниях организованного Д.Мережковским и З.Гиппиус общества «Зеленая лампа» (1927-40). Остался незаконченным исторический роман И. «Третий Рим» (1929-30). В жанре беллетризованно-мемуарной прозы написана книга «Петербургские зимы» (Париж, 1928; Нью-Йорк, 1952); преимущественно в газетах «Дни» и «Последние новости» публиковались портреты деятелей культуры под общей рубрикой «Китайские тени», не во всем достоверные, что вызывало неудовольствие изображенных И. писателей (в частности, А.Ахматовой и О.Мандельштама). Художественно-философскую концепцию «Петербургских зим» выражает образ идущего ко дну мира искусства, которому не дано победить прозу жизни. В первых изданных в эмиграции сборниках стихов «Розы» (Париж, 1931; Г.Адамович писал, что его следовало бы назвать «Пепел» - «все сгорело: мысли, чувства, надежды») и «Отплытие на о. Цитеру. Избр. стихи. 1916-36» (Берлин, 1937) И. прощался с прежними романтическими образами, противопоставляя им суровый и страшный мир, подвергая сомнению само существование прошлого: «Россия - счастье. Россия - свет. / А, может быть, России вовсе нет?», Разноречивые оценки вызвала книга «Распад атома» (Париж, 1938): восторженный отзыв Гиппиус, сдержанные, но в целом положительные - В.Набокова и В.Ходасевича, С.Жегулов назвал книгу издевательством над русской культурой.И. утверждал, что «Пушкинская Россия обманула, предала», заставив поверить в могущество искусства: чтобы рассказать о жестком мире абсурда, нужно упростить поэтические средства, «изжить» «поэзию» в том ее понимании, которое было характерно для XIX в. Это требование к себе реализовал в сборниках «Портрет без сходства» (Париж, 1950; посвящен жене) и «1943-1958. Стихи» (Нью-Йорк, 1958), в циклах, опубликованных в «Новом журнале», в «Дневнике» (1953-57) и «Посмертном дневнике» (1958-61), в которых соединено традиционно поэтическое (в том числе реминисценции из русской классики и собственных ранних стихов) с прозаизмами, иронией и самоиронией. Свойственный И. «талант двойного зрения» позволил ему увидеть одновременно «жизни нелепость и нежность»; он писал: «Я верю не в непобедимость зла, / А только в неизбежность пораженья». «Посмертный дневник» - свидетельство стоицизма поэта у последней жизненной черты. 1943-45 И. с Одоевцевой провел в Биаррице и возле Биаррица, затем вернулся в Париж, жил в бедности, с 1953 находился в доме для престарелых в Йер-ле-Пальме под Ниццой. Современники неоднозначно оценивали творчество и личность И. Гиппиус считала его лучшим поэтом русского зарубежья; Ходасевич, признавая высокое поэтическое мастерство И., упрекал его в подражательности и «непреодоленной красивости». В воспоминаниях Адамовича и Одоевцевой он рисуется эстетом, сибаритом, лишенным практической хватки: В.Яновский писал об аморализме и беспринципности И. По мнению Р.Гуля, И., воплотивший в своих стихах трагизм существования, был единственным в русской литературе экзистенциалистом, причем его экзистенциализм уходит корнями «в граниты императорского Петербруга».
Похожие на ИВАНОВ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ слова / понятия:

ИВАНОВ, ИГНАТИЙ
ИВАНОВ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ
ИВАНОВ-РАЗУМНИК
ИВАНОВ, ВЯЧЕСЛАВ
ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ
ИВАНОВА ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ СТАЧКА
ИВЧЕНКО ВАЛЕРИАН ЯКОВЛЕВИЧ
ИВЕРСЕН ЮЛИЙ БОГДАНОВИЧ (ЮЛИЙ-ГОТЛИБ)
ИВОР