Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ:



ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ - (16.2.1866, Москва - 16.7,1949, Рим) - поэт, мыслитель, филолог, переводчик, Отец И. - мелкий чиновник, землемер, умер в 1871. В воспитании И. решающую роль сыграла мать, от которой сын перенял глубокую и живую веру в Бога и любовь к наивно православному московскому быту, с одной стороны, с другой - убежденность в высочайшем назначении поэзии и поэта. Окончив 1-ю московскую гимназию, поступил в 1884 на историко-филологический факультет Московского университета. Пережил острый кризис детской веры, приведший к атеизму и попытке самоубийства, и увлечение крайними революционными настроениями. По окончании 2-го курса, решив выйти из революционной среды, оставил университет и уехал за границу с женой (в 1886 женился на Дарье Михайловне Дмитриевской). Продолжил учебу в Берлинском университете под руководством О.Гиршфельда и Т.Моммзена, занимался в основном экономико-юридическими аспектами римской истории. По окончании университета (1891) работал над докторской диссертацией о римских откупах, которую закончил, но не защитил (De societatibus vectigalium publicorum populi romani.SPb. 1910), В 1893 встретил Лидию Дмитриевну Зиновьеву (в литературе - Зиновьева-Аннибал), ради которой в 1895 оставил жену и дочь. Вл.Соловьев, с которым И. познакомился в 1896, оказал на И. огромное влияние, в частности. ему И. был обязан возвращением к церковному исповеданию христианства. Ранние журнальные публикации стихов и переводов И. прошли незамеченными. В конце 1902 появилась первая книга И. - «Кормчие звезды», после чего среди символистов за ним установилась репутация мэтра. Прожил за границей до 1905, лишь изредка и на короткое время приезжая в Россию. Подолгу жил в Германии, Италии, в Париже, в Греции, бывал в Палестине, Англии; в начале века семья И. снимала дом в Женеве, где гостили многочисленные русские друзья, в том числе московские символисты. По возвращении на родину И. и Л.ЗиновьеваАннибал обосновались в Петербурге; с осени 1905 их квартира превратилась в знаменитый литературный салон - его называли «башней», поскольку Ивановы жили в угловой квартире, одна из комнат которой располагалась в башне. Там собирался весь литературно-артистический Петербург, гости из Москвы, из русской провинции, из-за границы. Этапными явлениями в истории русского символизма были поэтические книги И. «Прозрачность» (М., 1904); «Corardens» (М., 191112, ч. 1-2); «Нежная тайна» (СПб.. 1913), Еще важнее для истории этого движения теоретические выступления И., собранные в книге «По звездам» (СПб. 1909) и «Борозды и межи» (М., 1916). философско-религиозная и эстетическая проповедь И. оказала едва ли не решающее влияние на становление группы т.н. «младших символистов», духовное лицо которой определяли внецерковная мистика и устремленность на преодоление индивидуализма в чаемой «соборности». В пору резкой идейной полемики, в 1906-8, разделившей символистов на «мистиков»-петербуржцев и «эстетов»-москвичей, И. с Блоком стояли во главе первых, тогда как вторые сплотились вокруг «Весов», руководимых В.Брюсовым. В конце 1900-х «младшие» - прежде всего А.Белый, И. и Блок - объединились вокруг московского издательства «Мусагет». Вместе с И.Анненским и М.Кузминым И. стоял во главе журнала «Аполлон», начавшего выходить в Петербурге с осени 1909. В 1907 от скарлатины умерла ЗиновьеваАннибал. В И. жила убежденность, что он сохраняет общение с женой не только в памяти, но и в виденьях, снах, сеансах т.н. «автоматического письма» и что именно она указала ему на свою дочь от первого брака, Веру Константиновну Шварсалон, как на ее преемницу. Брак И. с падчерицей совершился в 1910; весной 1912 они уехали за границу, откуда вернулись лишь к осени 1913. Поселились в Москве, куда в начале 1910-х переместился центр религиозно-философской активности: московское Религиозно-Философское общество в память Вл.Соловьева и издательство «Путь» собрали наиболее близких единомышленников И.; основным работодателем И. стало издательство «М. и С.Сабашниковы», для которого он переводил Алкея и Сафо (М., 1914; 2-е доп. изд. 1915), Петрарку (М., 1915), Данте, Эсхила (пер. не завершены, опубл. посмертно). Падение царской власти представлялось И. закономерным и необходимым, ибо «ветхое самодержавие» давно превратилось в «династическую литературу». В апреле 1917 И. написал «Гимн Новой России» («Мир на земле, на святой Руси воля...»). Однако реальное развитие событий не отвечало основным положениям историософии И.: «Революция протекает внерелигиозно. Целостное самоопределение народное не может быть внерелигиозным. Итак, революция не выражает доныне целостного народного самоопределения». Впечатления первых месяцев революции продиктовали «Песни смутного времени» - цикл стихотворений, печатавшийся в журнале «Народоправство»; от отдельного его издания поэт отказался, поскольку, говорил он, «у постели больного не следует говорить о его болезни». И. не скрывал, пока это было возможно и разумно, своего неприятия большевизма, печатал антибольшевистские статьи, сатирические стихи, но после консолидации большевистского режима занял лояльную к власти позицию. В 1918-20 был одним из организаторов и руководителей театрального и литературного отделов Наркомпроса, что позволяло ему деятельно участвовать в воссоздании жизненного пространства русской культуры, отчасти нейтрализовывать диктат леворадикальных установок в искусстве и в организации культурной жизни. Читал лекции и вел занятия в Пролеткульте, в различных учебных заведениях, самодеятельных кружках и студиях, Вокруг петроградского издательства «Алконост» и его журнала «Записки мечтателей» в последний раз объединились «младшие символисты» - А.Блок, А.Белый, И., А.Ремизов. В этом издательстве вышли поэма И. «Младенчество» (1918), трагедия «Прометей» (1919), «Переписка из двух углов» (1921, совм. с М.Гершензоном). На рубеже 1918-19 создан один из самых знаменитых циклов И. «Зимние сонеты» (впервые: «Поэзия революционной Москвы». Берлин, 1922). «Переписка из двух углов» - важнейший документ общеевропейской дискуссии 20-х о «кризисе европейской культуры», кризисе гуманизма - была переведена на основные европейские языки и породила обширную критическую и исследовательскую литературу. Семья И. жестоко голодала в холодной Москве, в начале революции навсегда исчез один пасынок поэта (вероятно, жертва солдатского самосуда), схвачен ЧК другой, от голода и лишений умерла ближайшая подруга Зиновьевой-Аннибал, М.Замятина, более 20 лет бывшая домоправительницей, членом семьи И., в 1920 умерла В.Шварсалон-Иванова.И. предпринимал настойчивые попытки выехать за границу, закончившиеся безрезультатно. Летом 1920 с детьми (Лидией - дочерью от Зиновьевой-Аннибал, Димитрием - сыном от Шварсалон) перебрался на Северный Кавказ, затем в Баку, куда был приглашен на кафедру классической филологии. Здесь защитил в 1921 докторскую диссертацию «Дионис и прадионисийство» (Баку, 1923), вел обширную культурно-просветительскую деятельность, написал шуточную «трагикомедию» «Любовь-Мираж» (неизд.), несколько стихотворений. Пришел к выводу, что «идеи перестали править миром», что достойнее уединенная и провинциальная жизнь. «Муза моя, - писал он В.Меркурьевой, - стала молчальницей». Отвергал все дружеские приглашения в Москву: «От меня... ничего больше не ждите, моя песенка оказалась спетой. Я даже разрешил себе душевную лень», - писал он 14.1,1923 Г.Чулкову. В мае 1924 Общество любителей российской словесности пригласило И. в Москву на пушкинские торжества. В столице с помощью А.Луначарского и О. Каменевой ему удалось выхлопотать командировку в Италию, он вызвал из Баку детей и 28.8.1924 уехал из Москвы. Чаще всего объяснял отъезд необходимостью дать детям образование, но суть дела была в том, что самый строй советской жизни в корне противоречил всем представлениям И. В первом стихотворении, написанном в Риме, уподобил Россию сгоревшей Трое, а беглецов из России - спутниками Энея, вынесшим из пламени отеческих богов. Считал себя связанным с Москвой не только материальным содержанием, получаемым от советских учреждений, но и морально (имеются указания, восходящие к семье поэта, что он обещал А.Луначарскому политическую лояльность поведения за рубежом). С другой стороны, он искал духовной сосредоточенности; центральное положение в обществе, которое он занимал в 1905-17, претензии на духовное водительство стали для него неприемлемыми. М.Горький прочил И. в заведующие поэтическим отделом журнала «Беседа», задуманного в целях объединения русской интеллигенции метрополии и диаспоры: И. отдал «Беседе» свои «Римские сонеты», но журнал закрылся, не успев напечатать одно из лучших произведений И.-лирика. С периодикой антисоветской эмиграции И. не считал для себя возможным сотрудничать. Каирский университет предложил И. кафедру, но английские власти отказали в праве на нее ученому с советским паспортом. 17.3.1926 И. перешел в католицизм. С осени 1926 профессор Колледже Борромео в Павий. Работал там до 1936, когда достиг предельного по итальянским законам рабочего возраста. К концу 20-х были ликвидированы учреждения, с которыми И. поддерживал связь и от которых получал деньги (ЦКУБУ, ГАХН). В советской пенсии ему было отказано, но еще в начале 30-х он получил издательский заказ из Москвы на перевод Гёте для собрания сочинений. Тяжело переживал гонения на церковь, чем объяснял свой отказ вернуться на родину. В 1936 И., до того сохранявший советское гражданство, принял итальянское подданство. Преподавал церковно-славянский язык в папских духовных школах, наблюдал за подготовкой русскоязычных переизданий Псалтири и Деяний и Посланий Св.апостолов. С начала 30-х прекратилась и до той поры нерегулярная переписка И. с друзьями и учениками на родине, память о нем обросла легендами, созвучными образу «Вячеслава Великолепного» и закрепленными советскими справочными изданиями (будто бы он получил кардинальскую шапку, стал директором Ватиканской библиотеки, что ни в малой степени не соответствовало реалиям жизни старого нищего русского поэта в изгнании). Контакты И. даже с друзьями, единомышленниками, соратниками по литературной борьбе - не более чем разрозненные эпизоды: он обменивался случайными письмами с Э.Метнером, С.Франком (письма к нему опубл.: Мосты 1963, № 10: письма к В.Ходасевачу- НЖ, 1960, № 62), встречался сД.Мережковским и З.Гиппиус, Ф.Зелинским, когда они изредка появлялись в Риме. С 1936 стихотворения И. регулярно печатались в «Современных записках». В 1939 в Париже издана мелопея И. «Человек». И. не стал при безграничных языковых возможностях человека, блистательно говорившего и писавшего на немецком, итальянском, французском, английском языках, представителем какой-либо инонациональной или космополитической культуры. С вниманием и пониманием к нему отнеслась европейская католическая (и не только католическая) элита у него были встречи с Ж.Маритеном, Г.Марселем, Ш. Дю Босом, Дж.Папини, З.Р.Курциусом, М.Бубером, он печатался в утонченных журналах «Corona» (Мюнхен, Цюрих) и «Vigile» (Париж). Но связи, органически подразумевающей совместное действие с этими лицами и группами, у И. не возникло. Многие стихотворения этого периода - «Римские сонеты» (1924-25: СЗ, 1936, № 62). «Римский дневник» (194344) - вершины русской лирики XX в.; необычайно интересна в художественном отношении и неоконченная прозаическая «Повесть о Светомире-царевиче», над которой И. работал с конца 20-х до самой смерти. После 1917 И. в определенном смысле слова переродился как человек общественный; новый духовный и поведенческий облик И. обрел именно в Италии. Определяющую роль в этом облике играли углубленная церковность, бытовая, душевная и интеллектуальная, связанная с нею строгая переоценка собственной личности и жизненного пути, смиренный отказ от притязаний (в литературном плане выражающийся в значительном опрощении стиля). Дж.Папини в очерке, опубликованном незадолго до кончины И., назвал его одним из «семи стариков» (наряду с Б.Шоу, К.Гамсуном, М.Метерлинком, П.Клоделем, Ганди и А.Жидом), в лице которых минувший век жил еще в культурной реальности послевоенного мира, семи великих из плеяды поэтов и мифотворцев, на ком лежала, хотя бы частично, ответственность за катастрофу XX в.
Похожие на ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ слова / понятия:

ИВАНОВА ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ СТАЧКА
ИВЧЕНКО ВАЛЕРИАН ЯКОВЛЕВИЧ
ИВЕРСЕН ЮЛИЙ БОГДАНОВИЧ (ЮЛИЙ-ГОТЛИБ)
ИВОР
ИВВА
ИХАВОД
ИХАВОД
ИХЭТУАНЬСКОЕ ВОССТАНИЕ
ИХТИОЗАВРЫ