Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ГРЖЕБИН ЗИНОВИЙ ИСАЕВИЧ:



ГРЖЕБИН ЗИНОВИЙ ИСАЕВИЧ - (июль 1877, Чугуев, Харьковской губ. - 4,2.1929, Ванве, близ Парижа) - художник-график, издатель. Окончил в 1899 Харьковское художественное училище, учился в школе Ш.Холлоши в Мюнхене (вместе с М.Добужинским и И.Грабарем), затем в Париже (до 1905). В Мюнхене познакомился с немецкими художниками-карикатуристами, группировавшимися вокруг запрещенного к распространению в России сатирического журнала «Симплициссимус» - Т.Гейне, Б.Паулем, Р.Вильке и др. Вернувшись в Россию, предложил в марте 1905 художникам «Мира искусства», а в июне М.Горькому и др. писателям круга «Знания» издавать подобный же русский журнал, который будет, как писал Г., иметь «большое культурное значение для жизни обновленной России» и принесет «как жизни, так и искусству большую пользу». В декабре 1905- январе 1906 их силами были изданы 3 номера журнала «художественной сатиры» «Жупел»; среди рисунков первого номера выделялась пародия Г. на российский герб и одновременно карикатура на Николая II «Орелоборотень, или политика внешняя и внутренняя», За «дерзостное неуважение к верховной власти» Г. как редактор был арестован и приговорен к одному году тюрьмы; 2-й и 3-й номера подлежали «полному истреблению». Карикатуры Г. на высших сановников были опубликованы также в журнале «Адская почта», выходившем с весны 1906 вместо «Жупела». Сотрудничество в сатирических журналах 1905-6 положило начало многолетним дружеским отношениям Г. с Горьким. Предполагая издавать новый журнал, Г. писал Горькому: «Я имею теперь такие превосходные рисунки Серова, Добужинского, Кардовского, Чехонина, Кустодиева, Билибина и др. - действительно живые, убедительные, остроумные и художественные, что ни на минуту не сомневаюсь, что дело наше здоровое, что таланты еще не перевелись». Не был реализован замысел Г. - создание театра политической сатиры под руководством В.Мейерхольда. В дальнейшем Г. посвятил себя целиком издательской деятельности. Один из учредителей и руководитель издательства «Шиповник», выпускавшего одноименные литературнохудожественные альманахи (1907-16), издавал «Северные сборники» (произведения скандинавских писателей, 1907-11), «Сборники литературы и искусства», «Историко-революционный альманах» (1908), работы теоретиков социализма, уделяя особое внимание художественному облику книг, Г. фактически руководил издательством «Пантеон» (1907-12), которое специализировалось на издании новых переводов лучших произведений мировой литературы. С конца 1916 сотрудничал в издательстве «Парус», основанном в 1915 Горьким, в частности, подготовил сборник для детей «Елка» (1918). После Февральской революции А.Бенуа включил Г. в список деятелей культуры, участие которых было, по его мнению, желательно в проектировавшемся тогда министерстве изящных искусств. Продолжая сотрудничество с Горьким, Г. заведовал в 1917-18 конторой газеты «Новая жизнь»; организовал в августе 1918 вместе с Горьким, А.Тихоновым и И.Ладыжниковым издательство «Всемирная литература», возглавив его производственно-издательский отдел, а в мае 1919- собственное издательство, председателем редакционного совета которого стал Горький, разработавший вместе с виднейшими учеными и писателями грандиозную по своей универсальности программу издательства. Ряд проектов издательство Г. унаследовало от «Всемирной литературы», в том числе план издания серии «Избранные произведения русских писателей XIX в,» («сто лучших русских книг») - «для школ и общего рынка». Издательство ориентировалось на читателей, «стоящих на самых различных ступенях развития, начиная от малограмотных и кончая получившими высшее образование». «Вкус у этого толстяка - тонкий, нюх - безошибочный, а энергия - как у маньяка. Сколько я помню его, он всегда влюблялся в какую-нибудь одну идею и отдавал всего себя», - записал в марте 1919 в дневнике К.Чуковский, знавший Г. с 1905; в другой записи (март 1921) он назвал Г. «большим и даровитым человеком». Противоположная тональность отзывов о Г. в дневниках З.Гиппиус («прохвост», разбогатевший благодаря покровительству большевиков) определялась враждебностью ее к Горькому; эти отзывы А.Блок считал «скверными анекдотами». В свою очередь, большевики, видевшие в издательских планах Г. угрозу своей идеологической монополии, обвинили его в коммерческом авантюризме и использовании в корыстных целях имен Горького и А.Луначарского. Резкую критику на страницах «Правды» (нояб. 1919) встретило намерение Г. опубликовать в серии «Летопись революции: библиотека мемуаров» воспоминаний не только большевиков, но и представителей враждебных большевизму политических сил (в Петрограде удалось выпустить единственную книгу из этой серии «Великий переворот» Луначарского). Договор Г. с Госиздатом (янв. 1920) предусматривал издание за границей для распространения в России русских классиков, научно-просветительской и педагогической литературы. В декабре Г. сообщил Луначарскому, что доставит в Москву, помимо книг, около трех вагонов всевозможных учебных пособий; «смею думать, писал Г., - что мною сделано не только все, что можно было сделать в тех неимоверно тяжелых и ненормальных условиях, в какие я был поставлен, но и гораздо больше». Однако в отсутствие Г. усилились нападки на его издательство как на «идеологически чуждое» (В.Невский) и даже «контрреволюционное» (Ленин), а когда в феврале 1921 Г. вернулся из-за границы, его обвинили в переплате иностранным фирмам и в том, что он не привез заказанные книги. В действительности, как отметил Чуковский, Г. «доконали большевики»: отказавшись взять уже напечатанное (в долг и на личные средства), они резко осложнили финансовое положение издательства. 3,10.1921 Политбюро ЦК РКП (б) разрешило Г. уехать с семьей за границу. В Берлине он продолжал издательскую деятельность; публиковал работы как эмигрантов, так и авторов, живших в России, часть книг издавалась по заказу торгпредства РСФСР в Берлине. Среди зарубежных русских издательств начала 20-х издательство Г. занимало первое место по количеству, разнообразию и уровню выпускаемых книг, по качеству их оформления; с мая 1922 по октябрь 1923 было издано 2 2 5 названий. Наряду с классиками, Г, издавал современных поэтов, в том числе Б.Пастернака («Сестра моя жизнь»), Н.Гумилева, В.Ходасевича, Г.Иванова, М.Цветаеву, П.Потемкина, прозаиков - Е. Замятина, А.Н.Толстого, Горького, Б.Пильняка, Б.Зайцева, А.Чапыгина, А.Ремизова, А.Белого с иллюстрациями Д»3бужинского, Ю-Анненкова, В.Конашевича и др.; книги по искусству П.Муратова, С.Маковского, книгу воспоминаний о Л.Андрееве, серию «Жизнь замечательных людей». В числе научных изданий 5томный курс физики О.Хвольсона, книга А.Богданова «Тектология», работы историков О.Добиаш-Рождественской, С.Лурье. В серии «Летопись революции» были выпущены в 1922-23 под редакцией Б. Николаевского воспоминания Н.Суханова, С.Мстиславского, Ю.Мартова, В.Чернова, Г.Покровского, М.Маргулиеса, Н.Русанова, П.Аксельрода и др. политических деятелей. Было предпринято издание исторического журнала под тем же названием; в редакцию вошли меньшевистские и эсеровские лидеры-эмигранты, а также Горький, который, однако, после критики эсерами его брошюры «О русском крестьянстве» отказался от участия в журнале, не желая, как писал он Г., «повредить делу «Летописи» - очень ценному». В письме В.Могилевскому (февр. 1923) Г. так излагал свое credo: «О моем издательстве много чепухи писали. Но судить нужно по моим делам... Я готов печатать от Ленина до Шульгина и еще правее, если это будет талантливо и правдиво (вернее, искренно)... Я совершенно независим и печатаю то, что нахожу нужным. Я не могу оторваться от России, хочу, чтобы мои книги попали в Россию...» Однако запрещение ввозить в Советскую Россию книги, изданные за границей, и расторжение берлинским торгпредством договора привело Г. к разорению. После финансового краха издательства он переехал в конце 1923с семьей в Париж, все еще надеясь, по свидетельству Н.Берберовой, что напечатанные и подготовленные к изданию книги будут допущены в СССР (в частности, безуспешно предлагал Госиздату осуществить издание энциклопедического словаря под редакцией В.Водовозова); продолжал переписываться с писателями и художниками, снова выезжал в Берлин, В феврале 1924 «Русская газета» - парижский рупор правых кругов эмиграции - опубликовала статью с обвинениями Г. в шпионаже в пользу большевиков. В защиту Г. от клеветы выступило правление Союза русских издателей и книгопродавцев в Германии, газета «Последние новости», М.Осоргин. «Я знаю, многие за меня», - писал Г. Горькому. «Что можно было бы сделать, если бы не мешали!» - восклицал он в другом письме. В последние годы жизни Г. крайне нуждался, был выселен из парижской квартиры: избежать высылки из Франции за неуплату налога удалось лишь благодаря материальной поддержке Горького, несмотря на охлаждение с 1928 их отношений. Умер Г. скоропостижно, от разрыва сердца. Добужинский писал после его смерти, что «остался в памяти необыкновенно добрый и отзывчивой души человек и фантастически пламенный и «неисправимый» энтузиаст. Он был истинным «поэтом дела», ...наделен был талантом заражать своим собственным, всегда искренним горением».
Похожие на ГРЖЕБИН ЗИНОВИЙ ИСАЕВИЧ слова / понятия:

ГРЖЕЗИНСКИ, АЛЬБЕРТ
ГУБА
ГУБАРЬ ИЛИ ГУБАРЕВ ЯНКО
ГУБАРЕВ АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ
ГУБАРЕВ ГЕОРГИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ
ГУБАРЕВ ПЕТР ДЕМЕНТЬЕВИЧ
ГУБАРЕВ ВЛАДИМИР ВИТАЛЬЕВИЧ
ГУБАРЕВЫ
ГУБЕРНИЯ
ГУБЕРНИЯ