Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ГРЕГОРИ ИОАНН-ГОТФРИД:



ГРЕГОРИ ИОАНН-ГОТФРИД - Грегори Иоганн-Готфрид, ""майстер Ягань Готфрит Григорьев Мартысбургенской""; родился в Мерзебурге (Марбурге), в семье врача. В молодости был сперва в шведской, а потом в польской военной службе. Благосклонное отношение царя Алексея Михайловича к протестантам привело (в 1658 г.) Грегори в Москву, где он устроился учителем в лютеранском приходе пастора Фадемрехта. Влиятельный в кругу московских протестантов, генерал Бауман сделался покровителем Грегори и настаивал на принятии им места пастора. Грегори уезжает из Москвы, получает в Иене звание магистра, посвящается в Дрездене в пасторы (1662) и возвращается в Москву; здесь он становится вторым пастором ""немецкой аугсбургско-евангелической офицерской общины в Немецкой слободе под Москвой"". В виду распрей между Грегори и старыми пасторами, для него была устроена Бауманом особая кирка. При ней Грегори открыл училище как для детей лютеранского, так и православного вероисповедания, а в виде школьного подспорья создал домашний театр, на котором разыгрывались ""мистерии"", его сочинения. Об этих ""мистериях"" узнал А.С. Матвеев , мечтавший тогда об устройстве придворного театра, и благодаря этому ближнему боярину царь Алексей Михайлович ""указал иноземцу, магистру Ягану Готфриду учинить комедию и на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь и для того действа устроить хоромину"". Несомненно, первая в Москве и в Русском государстве комедийная хоромина была построена в селе Преображенском. Грегори сам обучал комедиантов из офицерских и купеческих детей, которых, например, для трагикомедии ""Юдифь и Олоферн"" требовалось 64 человека; он же сочинял и пьесы (""Эсфирь"", ""Иосиф"", ""Баязет и Тамерлан"", ""Об Адаме и Еве"" и др.), почти все ""прохладные"" или ""потешные"". Голландец Петр Инглис писал декорации. Первое представление (""Артаксерксово действо"") в Преображенской хоромине состоялось 17 октября 1672 г. и продолжалось 10 часов непрерывно. Царь был в восторге от зрелища; на следующих представлениях присутствовали и царица с царевичами и царевнами. Грегори и его труппа были щедро одарены царем. В следующем, 1673, году была открыта первая русская школа для обучения ""комедийному делу"" мещанских и подъяческих детей. В этом же году был даже дан балет, где участвовал Орфей. Грегори умер в 1675 г. Несколько отстав за долгое пребывание в Москве от европейской жизни, Грегори перенес на русскую сцену то, что на Западе уже отжило. Пьесы Грегори по характеру своему примыкают к так называемым английским комедиям, распространенным на Западе в XVI и первой половине XVII в. От западно-церковной русской драмы пьесы Грегори независимы. После смерти Грегори прекратил свое существование и созданный им театр. Грегори выведен в комедии А.Н. Островского : ""Комик XVII столетия"". - См. ""Исторический Вестник"", июль, 1898; П.О. Морозов , ""История русского театра""; Д.В. Цветаев , ""Протестантство и протестанты в России до эпохи ""Преобразований""; Н.С. Тихонравов , ""Сочинения""; ""Архив исторических и практических сведений"" (1860 - 61, кн. 6). Пав. Рос-в.
Похожие на ГРЕГОРИ ИОАНН-ГОТФРИД слова / понятия:

ГРЕГОРОВИЧИ
ГРЕЙГ
ГРЕЙГ АЛЕКСЕЙ САМУИЛОВИЧ
ГРЕЙГ (С.К. И А.С.)
ГРЕЙГ САМУИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
ГРЕЙГ САМУИЛ КАРЛОВИЧ
ГРЕКОВ АЛЕКСЕЙ
ГРЕКОВ ДИМИТР ПАНАЙОТОВ
ГРЕКОВ ЮРИЙ
ГРЕКОВ НИКОЛАЙ ПОРФИРЬЕВИЧ