Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ГОРБУНОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ:



ГОРБУНОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ - Горбунов, Иван Федорович - знаток народного быта, известный рассказчик, писатель и драматический артист (1831 - 24 декабря 1895 г.), родился в Московском уезде в семье дворового человека помещицы Баташевой , учился в московской 3-й гимназии, но вышел из 6-го класса, посещал затем университет и самостоятельно изучал русскую историю и древнюю письменность. Знакомство, в начале пятидесятых годов, с молодой редакцией ""Москвитянина"", имевшего на него большое влияние, побудило его записывать свои наблюдения над сценами из народной жизни. Писемский и Тургенев , слышавшие его устные рассказы, уговорили его переселиться в Петербург, где в нем принял большое участие князь В.Ф. Одоевский , представивший его великой княжне Елене Павловне , которая помогла ему поступить на сцену Александринского театра. Как драматический артист, он выделился лишь в немногих ролях (например, Кудряша в ""Грозе"", Афони в ""Грех да беда"" и других пьесах Островского ), но как рассказчик был своеобразным и чутким художником, умевшим возбуждать неудержимый смех и в то же время избегать всего пошлого, банального, подражательного и избитого. Русская жизнь и русский человек в его рассказах представлены в самых разнородных сочетаниях, всегда не только правдоподобных, но поражающих своей верностью во всех отношениях. Поверия и обычаи русских людей, их доброта и их слабости, проявления их душевной теплоты, а подчас и нравственного падения, их отношение к власти, к суду, к церкви и науке, - будни и праздники, скорби и трагедии их существования, - сменяя друг друга и переплетаясь между собой, проходят пестрой вереницей в его рассказах. Любовь к русскому человеку, несмотря на трезвый взгляд на его слабости и недостатки, теплится и сквозит в этих рассказах. Не закрывая глаз на неприглядные стороны русской жизни, резко оттеняя внутренние противоречия и ""безобразия"", которыми иногда проявляет себя русский человек, Горбунов не забывает про тяжелые исторические условия, оставившие, даже и отойдя в область прошедшего, свой след на нравственном складе и многих сторонах ""поведения"" этого человека. Крепостное право и дореформенное бессудие наряду со стремительностью и непосредственностью начальственной расправы, тяжкая многолетняя военная служба и мрак невежества, не только не рассеиваемый, но иногда любовно оберегаемый, находят себе место во многих рассказах Горбунова. В области общественной жизни, публичных развлечений и различных торжеств творчество Горбунова и его способность подметить, в юмористической форме, выдающиеся внутренние моменты, находила себе обильную пищу. Таковы описания им фантастического заседания уездного земского собрания по вопросу о прибавке к жалованию станового пристава ста рублей, заседания ""Общего собрания общества прикосновения к чужой собственности"" - чествования в Москве в 1866 г. американских моряков и т. п. Некоторые из рассказов Горбунова так же, как и отдельные его выражения, как, например: ""от хорошей жизни не полетишь"" (в рассказе ""Воздушный шар"") - приобрели громкую известность. Таковы: ""Безответный"", ""Нана"", ""Затмение солнца"", ""У квартального надзирателя"", ""С легкой руки"", ""Травиата"". Особняком от созданных им типов и фигур стоял в его рассказах отставной генерал Дитятин. Горбунову пришла счастливая мысль дать живое изображение отставного военного николаевских времен, окаменевшего в своем миросозерцании, прочно установившегося в своих наполовину бессознательных взглядах и чувствах, окруженного со всех сторон изменившейся действительностью, на проявление которой ему невольно приходилось отзываться по-своему. Из рассказов Горбунова постепенно создался образ, разработанный с особой любовью и тончайшей наблюдательностью. Мало-помалу генерал Дитятин в лице Горбунова сделался любимым посетителем всех кружков и собраний, в которых участвовал последний. Речь генерала, полная своеобразных указаний на историю и положение нашей литературы, сказанная в 1880 г. на литературном обеде, данном ""отставному коллежскому секретарю Ивану Тургеневу"", представляла своего рода совершенство и пользовалась чрезвычайной популярностью в литературных кругах. Живая наблюдательность Горбунова и его способность всматриваться во внутреннее содержание явлений русской жизни, влагая его в яркое изображение, не ограничивались настоящим и недавним прошлым, но заставляли его представлять себе и далекое прошлое в выпуклых и жизненных образах. К изображениям недавнего прошлого принадлежат превосходные и довольно обширные очерки и рассказы ""Из московского захолустья"", ""Мысли на парадном подъезде"", ""Забытый дом"" и ""Дневник дворецкого"", а также в ""Сказании о некотором зайце"", вымышленная переписка между архимандритом Фотием и князем А.Н. Голицыным, ярко рисующая печальное время сочетания воедино аракчеевщины, лицемерия, сентиментального бездушия и мистицизма. Знаток бытовой истории древней Руси, Горбунов в таком совершенстве владел языком XVII и XVIII веков, что ученый исследователь старины Савваитов счел ""Письмо из Емса"", написанное языком XVII века, за копию подлинного статейного списка. В письмах, грамотах и челобитных, написанных старым языком, Горбунов поражает не только знанием бытовой истории и способа выражений, но и способностью глубоко войти в соответствующее времени миросозерцание царского воеводы, посланного за границу боярина, дьяка приказа разбойных и татебных дел, верхового скомороха (т. е. актера). Так, например, умел он описать победу генерал-лейтенанта Комарова над афганцами на Кушке (18 марта 1885 г.), или в царской грамоте ""окольничему нашему Анатолию Феодоровичу"" подробно изложить весь ход современного уголовного процесса с участием присяжных заседателей с точки зрения и в пределах понимания русского человека второй половины XVII столетия. Живо интересуясь историей театра, Горбунов посвятил ей одиннадцать очерков, разработанных по редким и многочисленным источникам, подвергнутым им строгому критическому разбору. Знакомство с рассказами и очерками Горбунова во всей их совокупности заставляет видеть в нем не только ценного бытописателя и неподражаемого юмориста на почве окружавшей его действительности, но и человека, в творениях которого ""сквозь видный миру смех"" слышатся, если не ""невидимые слезы"", то, во всяком случае, скорбь сердца, любящего свой народ и болеющего за него. Сочинения Горбунова изданы им при жизни дважды, а после его кончины вместе с ненапечатанными дотоле произведениями вошли в посмертное издание, сделанное А.Ф. Марксом . Кроме того, графом П.С. Шереметевым они изданы в роскошном виде с иллюстрациями русских художников. Личные воспоминания о Горбунове Т.И. Филиппова , А.Ф. Кони и графа П.С. Шереметева, напечатанные в ""Новом Времени"", в ""Вестнике Европы"" и изданные отдельно, содержат в себе подробные сведения о личности Горбунова и ее характеристику. А. Ф. К.
Похожие на ГОРБУНОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ слова / понятия:

ГОРБУНОВ ОРЕСТ ФЕДОРОВИЧ
ГОРБУНОВЫ
ГОРЧАКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
ГОРЧАКОВ ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ
ГОРЧАКОВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ
ГОРЧАКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
ГОРЧАКОВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
ГОРЧАКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
ГОРЧАКОВЫ (ДВОРЯНСКИЙ РОД)
ГОРЧАКОВЫ (КНЯЖЕСКИЙ РОД)