Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ВЕРНАДСКИЙ ГЕОРГИЙ (ДЖОРДЖ) ВЛАДИМИРОВИЧ:



ВЕРНАДСКИЙ ГЕОРГИЙ (ДЖОРДЖ) ВЛАДИМИРОВИЧ - (20.8.1887, Петербург - 12.6.1973, Нью-Йорк) - историк. Родился в семье потомственного дворянина, будущего академика и члена ЦК кадетской партии Владимира Ивановича В. Отец и мать В. (урожд. Наталья Егоровна Старицкая) были самыми близкими его друзьями и советчиками. В 1905 по окончании 5-й московской гимназии В. поступил в Московский университет на отделение истории историко-филологического факультета. Учился у В.Ключевского, Ю.Готье, М.Богословского, А.Кизеветтера, Р.Виппера, М.Любавского. В 1906 слушал лекции во Фрайбургском университете (Германия), был увлечен взглядами философа-неокантианца Г.Риккерта. Входил в Московском университете в студенческую секцию кадетской партии. Впоследствии оценивал свою политическую деятельность как «едва ли заслуживающую упоминания», однако усвоенные в юности идеи либерализма во многом сформировали В.-историка. В 1908 женился на своей троюродной сестре Нине Владимировне Ильинской, с которой, будучи студентом, ежегодно путешествовал в Западную Европу, Присутствовал на международном студенческом конгрессе славистов в Праге, где познакомился с Т.Масариком, будущим первым президентом Чехословакии. В 1910 окончил университет с дипломом 1-й степени за написанное под руководством М.Богословского сочинение «Общественная программа дворянских наказов в Екатерининскую комиссию 1767 г.». Темой магистерской диссертации В. избрал историю колонизации Сибири в XVI-XVII вв. Статьи по этой проблеме 1913-14 стали основополагающими в его интеллектуальной эволюции, определив направление дальнейших исследований. В. сформулировал закон соотношения исторического времени и пространства: «Социальное явление для данной местности изменяется во времени. Для данного момента времени социальное явление различно при перемене пространства..., 1000 верст на север или восток от социального центра могут иметь для исследователя такое же значение как 100 лет вглубь времен». В действии этого закона В. видел одну из важнейших причин своеобразия истории России - «общества, занявшего огромное пространство», и в этом «философия всей русской истории». В 1913В, переехал в Петербург и был принял в число приват-доцентов Петербургского университета. Изменив тему магистерской диссертации, подготовил работу «Русское масонство в царствование Екатерины II», изданную в 1917. В университете общался с А.Корниловым, М.Приселковым, С.Рождественским, познакомился с американскими историками Ф.Голдером и Р.Лордом; другом его стал М.Карпович. Занимался и общественной деятельностью: в 1911-14 член уездного земского собрания в Моршанске Тамбовской губернии: в 1915-16 служил в департаменте помощи беженцам Петроградского Союза городов, после Февральской революции В. в течение трех месяцев редактировал официальный орган министерства внутренних дел «Сельский вестник». Тогда же написал популярную биографию П.Милюкова. Весной 1917 В. принял кафедру русской истории в Пермском университете, опубликовал там биографию Н.Новикова, был инициатором создания «Общества исторических, философских и социальных знаний». Принадлежность В. к кадетам и контакты с иерархами церкви привлекли к нему внимание ЧК. После того, как войска Колчака оставили Пермь, он был вынужден переехать в Симферополь во вновь открывшийся Таврический университет. Наряду с преподаванием, обрабатывал материалы архива графа Потемкина и на их основе опубликовал ряд статей в «Известиях» университета. Занимал пост начальника отдела печати в администрации Врангеля, поражение которого заставило В. эмигрировать. 1.11.1920 он отплыл в Константинополь, через 3 месяца переехал в Афины, где изучал источники и литературу по византиноведению в библиотеке Греческой археологической ассоциации, В феврале 1922 был приглашен в Чехословакию. В качестве профессора Русского юридического института в Праге читал курс по истории права Российской империи, выпустил учебник «Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв. (1925). Участвовал в работе семинара (впоследствии Института) Н.Кондакова, публиковал статьи в его «Трудах», а в 1925 возглавил институт. Воспринял выводы Кондакова о взаимосвязи степной, византийской и славянской культур; в сочетании с интересом В. к проблеме колонизации русскими Сибири это привело его к основанному П.Савицким и Н.Трубецким движению евразийцев. Не присоединяясь к этому движению политически, В. заимствовал евразийский словарь и своими работами подвел исторический фундамент под евразийскую доктрину: книги «Начертание русской истории» (Прага, 1927), «Опыт истории Евразии» (Берлин, 1934), «Звенья русской культуры» (Берлин, 1938). В основу концепции В. легло изучение взаимодействия природных и социальных факторов в ходе русской истории, он предложил оригинальную ее периодизацию, основанную на «соотношении леса и степи», употребляя эти понятия «не в почвенно-ботаническом их значении, а в совокупности их природного и историко-культурного значения». Достижение русским народом психического и физического единства с окружающей этнической и географической средой явилось, по мнению В., логическим завершением многочисленных попыток создания на территории Евразии единого государства. Унаследовав традиции монгольской государственности и византийского православного христианства, Россия превратилась в евразийскую империю.В. выдвинул идею периодической ритмичности государствообразующего процесса на территории Евразии - чередования государственности и политической раздробленности, начиная со «Скифской державы» и кончая созданием СССР. С 1927 В. жил и работал в США, куда его пригласил по рекомендации М.Ростовцева и Ф.Голдера Йельский университет. К моменту переезда В. еще не знал английского языка и не мог вести занятий со студентами. Однако в первый год пребывания в США он получил заказ на написание однотомной «Истории России», впервые изданной в 1929. Эта работа стала своего рода визитной карточкой В. «История» несколько раз переиздавалась, причем В. дополнял главу по истории современного Советского Союза. Последнее издание вышло в 1969. Книга была переведена на европейские и японский языки. Рецензент 1-го издания Р.Кернер отметил объективность В.-эмигранта по отношению к советской истории и согласился с Ростовцевым в том, что автор «не злоупотребил своей евразийской точкой зрения». С 1931 В. преподавал в Йельском университете, в дальнейшем также в Гарвардском, Колумбийском и Чикагском университетах, Участвовал во многих международных научных конференциях в США и в Европе. Для съезда Американской исторической ассоциации в 1933 подготовил доклад «Русская история: управление экономикой при киевских князьях, царях и Советах»; выступил на международном конгрессе в Цюрихе (1938) с докладом «феодализм в России», на 20-м международном конгрессе востоковедов в том же году - с докладом о Ясе Чингисхана. Пользовался исключительной популярностью среди коллег, библиотекарей и архивистов как знаток исторических источников. Был обладателем коллекции русских грамот XVI-XVIII вв.; изучил, расшифровал и описал около 300 рукописей из семейных архивов Тамбовской и Пензенской губерний, предполагал опубликовать сборник документов о провинциальной жизни и обществе в России XVI-XVIII вв. (проект остался нереализованным) . Работами педагога-популяризатора явились книги В. «Ленин: красный диктатор», «Русская революция: 1917-1932» (Бостон, 1936). «Политическая и дипломатическая история России» (Бостон, 1936). В середине 30-х задумал совместно с Карповичем создание многотомной «Истории России»; первые 6 томов из 10 должен был написать В. Он написал 5 книг: в 1943 вышла «Древняя Русь», в 1948 - «Киевская Русь», в 1953 - «Монголы и Русь», в 1958 - «Россия в средние века», в 1968 - «Московское царство». В. дописал русскую историю до 1682 (преждевременная смерть Карповича помешала завершению проекта). В этих работах проводилась мысль об определяющем влиянии «месторазвития» на исторические особенности всех общественных институтов, но, в отличие от представителей других историко-философских направлений (немецкой геополитики, французской «географической школы» и самого евразийства), В. не придавал действию природно-географического фактора самодовлеющего значения, понимая, что основным источником прогресса материальной и духовной культуры является внутреннее саморазвитие общества, а внесоциальные факторы лишь накладывают на него печать своеобразия. Наряду с натурализмом, он старался избежать и другой крайности в оценке взаимодействия природы и общества - вульгарного социологизма, В годы 2-й мировой войны В. активно участвовал в гуманитарной и политической поддержке Советского Союза, к этому его побуждала и тревога за родителей, оставшихся в СССР. Последний раз он встречался с ними в Западной Европе осенью 1936. Мать В. умерла в 1943; в 1944 он получил разрешение приехать в СССР повидаться с отцом, но перед самым отлетом узнал о его смерти. Позже состояние здоровья не позволило В, воспользоваться приглашением на конференцию востоковедов в Москве (1960), В 1956 вышел в отставку, получив звание заслуженного профессора истории Иельского университета. В 1958 Колумбийский университет присудил В. звание почетного доктора гуманитарных наук. Студенты В. посвятили ему сборник статей (1964), Американская ассоциация содействия славянским исследованиям избрала его в 1965 пожизненным почетным президентом, в 1970 он был удостоен высшей награды ассоциации. В США широко отмечалось его 70- и 80-летие. На склоне лет он начал писать и публиковать воспоминания, работал над рукописью о патриархе Никоне. За всю свою творческую жизнь им было создано около 300 работ.Д.Кларксон в 1964 назвал В. бесспорно одним из «выдающихся живущих авторитетов по русской истории». Ученик В.А.Фергюсон писал в некрологе, что «с его смертью завершилась великая эра русской исторической науки». Сам же В, считал себя продолжателем историографических традиций России.
Похожие на ВЕРНАДСКИЙ ГЕОРГИЙ (ДЖОРДЖ) ВЛАДИМИРОВИЧ слова / понятия:

ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
ВЕРНАЯ СЛУЖБА
ВЕРНИГОРА
ВЕРНИСАЖ
ВЕРНОСТЬ
ВЕРНЫЙ (АЛМА-АТА)
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫЕ
ВЕРСАЛЬЦЫ