Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ВЕНГЕРОВА ИЗАБЕЛЛА АФАНАСЬЕВНА:



ВЕНГЕРОВА ИЗАБЕЛЛА АФАНАСЬЕВНА - (17.2,1877, Минск - 7.2.1956, Нью-Йорк) пианистка, педагог, младшая сестра З.Венгеровой. Музыкальное образование получила в Венской консерватории у Й.Даха. После окончания курса в 1895 В. на протяжении двух лет совершенствовалась под руководством Т.Лешетицкого, а затем, уже в Петербурге, занималась с А.Есиповой, одной из самых выдающихся пианисток, вышедших из его класса. В 1904 В. экстерном закончила Петербургскую консерваторию, а спустя три года стала ее преподавателем (в 1913-21 - профессором). Как исполнитель она выступала нечасто, главным образом в ансамблях, в том числе со скрипачом И.Налбандяном. Рецензенты особенно отмечали прекрасное туше пианистки, «ласкающую интимную мягкость» и «проникновенную строгость» ее игры. «Звук ее был подобен бархату», - вспоминала одна из учениц. Сравнительно скромные масштабы исполнительской деятельности В. объяснялись, вероятно, размахом ее педагогической работы. «Музыка занимает у меня 1 1 часов в день, и иногда я чувствую себя совсем уставшей, - сообщала она в одном из ранних писем. - У меня 45 учеников, 20 консерваторских и 25 частных». Покинув Петербург в 1921, В. некоторое время гастролировала в России и Европе, пока в 1924 не перебралась из Вены в США. Ее американский дебют состоялся 8.2,1925 с Детройтским симфоническим оркестром: пианистка исполнила Концерт Шумана. Вскоре она снова обратилась к преподаванию. Вместе с И.Гофманом приняла участие в организации Музыкального института Кертиса в Филадельфии, ставшего вскоре одним из лучших музыкальных учебных заведений Америки. В нем В. до конца жизни вела фортепианный класс, приезжая 1-2 раза в неделю из Нью-Йорка, где жила постоянно. В 1950 она была удостоена звания почетного доктора: одновременно В. преподавала фортепиано в нью-йоркском Маннес-колледже (с 1933), занималась с частными учениками. С самого начала деятельность В .-педагога пользовалась в США высочайшим авторитетом. Пианистку можно назвать в ряду основоположников американской фортепианно-педагогической школь1. В 20-е - 30-е она одной из первых привнесла в фортепианное обучение дух высочайшей требовательности и профессионализма, характерный для ее великих учителей, Лешетицкого и Есиповой. В работе она по-своему развивала их педагогические принципы. Так, ставя ученикам руки, В. добивалась того, чтобы локти держались в стороне от корпуса, запястья были абсолютно свободны, а пальцы сохраняли полукруглое положение, что должно было придать им силу и точность. Много внимания уделяла она пальцевой технике. При этом после нажатия клавиши палец должен был мгновенно сниматься и переноситься в положение над следующей клавишей, той, которую необходимо ему взять. Движения пальцев и предплечья координировались между собой. Таким образом удавалось добиться разнообразия и богатства фортепианного звучания. Ученик В. известный американский пианист Дж.Латейнер, так сформулировал ее основные требования: певучий звук и красивое легато; рука, следующая за рисунком пассажа; погружение пальцев глубоко в клавиши: гибкость запястья. В начале обучения каждый ученик В. проходил курс интенсивной технической тренировки. Вот как характеризовала своего профессора одна из учениц: «Ее знание необъятной фортепианной литературы было поразительным, ее настойчивость в дотошном внимании к каждой детали - невероятным. Каждая нота, фраза, палец, звук, нюанс, педаль должны были быть совершенством. Такое строгое отношение к мелочам не затемняло однако целого. По натуре она была подлинным романтиком. Она придавала большое значение виртуозности и крупному сочному звуку, словно «льющемуся» из фортепиано. Ее подход к темпам был полон молодой свежести и горячности. У нее был прекрасный вкус и живое воображение». Ученики вспоминают В. как чрезвычайно властного и строгого человека - слово похвалы от нее было величайшей редкостью. Но эта строгость, как и у многих других преставителей русской фортепианной педагогики, обуславливалась творческой бескомпромиссностью, стремлением к совершенству, к передаче всей глубины и красоты, заложенных в музыке. За более чем 30 лет работы в Америке В. воспитала огромное число музыкантов, среди которых известнейшие композиторы и пианисты С.Барбер, Л.Бернстайн, Л.фосс, Г.Графман, Л.Пеннарио. Многие ее ученики, став педагогами, и сейчас продолжают за рубежом русскую пианистическую традицию.
Похожие на ВЕНГЕРОВА ИЗАБЕЛЛА АФАНАСЬЕВНА слова / понятия:

ВЕНГЕРОВА ЗИНАИДА АФАНАСЬЕВНА
ВЕНГРИЯ И ТРАНСИЛЬВАНИЯ В XVI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.
ВЕНГРИЯ В IX —XIII ВВ.
ВЕНГРИЯ В XIII—XV ВВ.
ВЕНГРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII В.
ВЕНИАМИН ПЕТРОГРАДСКИЙ И ГДОВСКИЙ
ВЕНИЗЕЛОС, ЭЛЕФТЕРИОС
ВЕНЁВ, ГОРОД В ТУЛЬСКОЙ ОБЛ., НА Р. ВЕНЁВКЕ
ВЕНК, ВАЛЬТЕР
ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС