Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский):



Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский) - Полоцкий (Симеон Емельянович Ситнианович-Петровский) - знаменитый церковный деятель и писатель. Мирское имя его не известно; Симеоном он наречен был в монашестве, а название Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии (по мнению некоторых - в Полоцке). Учился в киево-могилянской коллегии, потом принял монашество и стал дидаскалом братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 г. Алексеем Михайловичем, Полоцкому удалось лично поднести царю приветственные ""Метры"" своего сочинения. В 1664 г. он переехал в Москву. Царь поручил ему обучать молодых подьячих тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом. В 1665 г. Полоцкий поднес царю ""благоприветствование о новодарованном сыне"" и этим закрепил за собой благосклонность царя. В то же время Полоцкий с усердием выполнял поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных познаний и ловкого пера. По уполномочию восточных патриархов, приехавших в Россию по делу Никона, произнес перед царем орацию о необходимости ""взыскати премудрости"" (то есть усилить образовательные средства в государстве). По поручению собора Полоцкий составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 г. этот труд был напечатан и издан от имени царя и собора под заглавием: ""Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, - утверждения во утверждение колеблющихся во вере, - наказания в наказание непокоривых овец, - казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих"". Книга является типичным образцом схоластической риторики. Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация - все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума ""простецов"", мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на ""сумнительства свои"". ""Жезл"" не только не оказал никакого влияния, но и высокомерное отношение Полоцкого к противникам, в связи с некоторыми резкими выражениями, крайне оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам. Хотя собор отозвался о труде Полоцкого с высокой похвалой, признав ""Жезл"" ""из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным"", однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием . С 1667 г. на Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: ""Вертоград Многоцветный"" (сборник стихотворений, предназначенный служить ""книгой для чтения""), ""Житие и учение Христа Господа и Бога нашего"", ""Книга кратких вопросов и ответов катехизических"". В ""Венце веры кафолической"" Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу ""Венца"" положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженного Иеронима и Августина). Несомненно, что в свое время ""Венец"" должен был привлекать читателей занимательностью и новизною. Своим независимым положением при дворе Полоцкий воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681 - 1683 гг., в двух сборниках: ""Обед душевный"" и ""Вечеря душевная"". Стихотворные опыты Полоцкого лишены малейшей искры поэтического таланта и объясняются отчасти влиянием пройденной им школы, отчасти принятой им на себя ролью придворного стихотворца. Кроме стихотворного переложения Псалтири (издано в 1680 г.), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник ""Рифмологии""), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в ""Вертоград Многоцветный"". Полоцкий написал также две комедии для зарождавшегося театра: ""Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных"" и ""Комедия притчи о Блудном сыне""; особенным успехом пользовалась последняя. Значение Полоцкого должно быть измеряемо не количеством написанного им; гораздо важнее то влияние, которое оказала на московскую жизнь кипучая деятельность его. Явившись в Москву проводником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилою киевской коллегии, Полоцкий служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь. Не успокаиваясь в сфере житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников сокровищами знания. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников; но высокое положение Полоцкого делало его неуязвимым. Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре. После его смерти были изданы его труды: ""Тестамент Василия, царя греческого, сыну своему, Льву Философу"" и ""История или повесть о житии преподобного Варлаама и о Иоасафе, царевиче индейском"". Сборники его стихотворений остались неизданными; впоследствии напечатаны из них лишь отрывки. Полоцкий создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр Медведев . Лучшее исследование о Полоцком - Л. Майкова ""Симеон Полоцкий"" (в ""Древней и Новой России"", 1875; в дополненном виде вошло в ""Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетия"", СПб., 1889). Ср. Татарский ""Симеон Полоцкий"" (его жизнь и деятельность, М., 1886); В. Попов ""Симеон Полоцкий как проповедник"" (М., 1886); о ""Жезле"" - статья Нильского в ""Христианском Чтении"" (1860, часть II). К. Храневич.
Похожие на Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский) слова / понятия:

Полотебнов Андрей Григорьевич
Половцов Александр Александрович
Половцов Анатолий Викторович
Полозовы
Полтавцев Корнелий Николаевич
Полтинины
Полторацкий Сергей Дмитриевич
Полторацкий Владимир Алексеевич
Полубенский Иоанн Петрович
Полубинские