Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Юридический словарь

АДАТ:



АДАТ - (от араб. ада, адат - обычай, привычка) - обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В собственном смысле А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым воззрениям А. является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не урегулированным Кораном или сунной. В частности, допускается широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются фикхом к регулированию брачно-семейных отношений, например при установлении брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает А. самостоятельного значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха - Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих правоведов, а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом рациональным путем. Термин «А.» применяется также для обозначения обычного права исламизированных народов. Теоретически принципы и нормы шариата признаются обязательными и стоящими выше любых иных правил поведения. Однако на практике они применяются тогда, когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев. В результате такая система правил поведения в ряде исламских стран превратилась в симбиоз местных обычаев и отдельных норм шариата (фикха). Она также именуется А. или адатным правом (прежде всего в странах Юго-Восточной Азии). Отдельные его положения признаются судами, а иногда составляют основу брачно-семейного законодательства (например, в Индонезии). А. широко действовал в районах традиционного распространения ислама в царской России. На Северном Кавказе он представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи, сложившиеся еще в условиях родоплеменных отношений и языческих верований. Утверждение здесь ислама в XVI-XIX вв. не привело к полной замене их шариатом, который лишь частично был воспринят А. Продолжали действовать обычаи, прямо осуждавшиеся исламом (например, кровная месть). В решении многих вопросов А. сохранял господствующие позиции. В частности, ответственность за правонарушения практически полностью определялась А. Наряду с шариатом обычаи регулировали даже брачно-семейные и наследственные отношения. Попытки заменить А. шариатом, предпринятые в середине XIX в., имели лишь частичный успех и не привели к снижению роли обычаев. Отдельные положения А. применялись в Российской Империи при условии их непротиворечия законодательству. В настоящее время в районах распространения ислама в РФ сохраняется ряд норм А., выступающего формой взаимодействия местных обычаев с предписаниями шариата. Некоторые такие нормы (например, предусматривающие кровную месть или допускающие полигамию) противоречат действующему законодательству РФ. В отдельных районах Северного Кавказа (например, в Ингушетии и Чечне) обсуждается возможность законодательного закрепления отдельных положений А.
Похожие на АДАТ слова / понятия:

АДДЕНДУМ
АДЪЮДИКАЦИЯ
АДЮЛЬТЕР
АДЪЮНКТ
АДЪЮНКТУРА
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕФОРМА 1920-Х ГГ.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ДЕЛЕНИЕ)