Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Философский словарь

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ:



ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - - направление в эпистемологии, исследующее познание как момент эволюции живой природы и ее продукт. Первые работы по Э.э. появились как попытка прояснить эпистемологические вопросы на биологической основе. Они принадлежат австр. этологу Лоренцу и представлены в его статьях "Кантовская доктрина а priori в свете современной биологии" (1941) и "Врожденные формы возможного опыта" (1943). В философский оборот термин "Э.э." вошел после публикации в 1974 одноименной статьи амер. психолога и методолога науки Д. Кэмпбелла, посвященной анализу эпистемологии Поппера. В 1986 в Вене состоялся первый конгресс по Э.э., открывшийся докладами ее основоположников - Лоренца и Поп-пера. Значительный вклад в развитие этого течения внесли Тулмин, Г. Фоллмер, Холтон, С. Пеппер, Пиаже, С. Джилски и др. Своими предшественниками представители Э.э. считают Джеймса, Маха, Бергсона. Э.э. охватывает ряд относительно самостоятельных исследований человеческого познания: прояснение эпистемологических вопросов с точки зрения биологической эволюции (биоэпистемология), построение иерархии познавательных процессов на различных биологических уровнях, изучение эволюции органов познания, анализ развития когнитивных и концептуальных структур в эволюционном ключе. Общим для всех вариантов Э.э. является использование моделей и понятийного арсенала теории органической эволюции, а также подчеркивание сходства механизмов развития, действующих в живой природе и познании. Э.э. в собственном, узком смысле слова рассматривает развитие знания как продолжение процесса эволюции другими средствами и представляет собой "генетическую" теорию познания, которая стремится обнаружить сходные черты в познавательной активности животных и человека (подверженность ошибкам, креативность и т.п.), а также универсальные механизмы развития знания как процесса выдвижения инноваций и их последующего отбора. В отличие от Кэмпбелла, видящего предмет Э.э. в иерархии типов познания живого мира, Поппер расширил ее задачу до построения общей теории эволюции как познавательного процесса. В результате происходит превращение Э.э. в эпистемологический эволюционизм, где сама эволюция трактуется как познавательный процесс. Под познанием здесь подразумевается любой процесс решения проблем методом проб и ошибок, а всякий прогресс в органической адаптации рассматривается как приращение знания. Механизм отбора понимается как универсальный нетелеологический способ объяснения целенаправленных процессов. Поппер даже предложил свой вариант неодарвинизма, основываясь на разработанной им концепции эволюции науки. Под Э.э. понимается также направление в философии науки, применяющее общую модель эволюции к исследованию процесса развития научного знания. Помимо Поппера, как бы связывающего обе ветви Э.э., это направление представлено также Тулмином, С. Пеппером, С. Джилски и др. Эволюционизм здесь - одна из альтернатив неопозитивистскому подходу в исследовании развития знания. Тулмин подчеркивает сходство ситуации, сложившейся в философии науки, с той, которая существовала в биологии до теории Дарвина: необходимо было совместить на единой основе противоположные способы объяснения, тогда - органической эволюции, теперь - процесса развития науки. Напр., противоречию униформизма и катастрофизма в тогдашней биологии соответствует борьба кумулятивизма и антикумулятивизма (см.: несоизмеримости теорий тезис) в теории развития науки, а дуализм "генеалогического" и "экологического" объяснения имеет своим аналогом дуализм интернализма и экстернализма. Э.э. стремится создать обобщенную теорию развития науки, преодолевающую крайности противостоящих позиций, а также предложить новое решение многих гносеологических и эпистемологических проблем, начиная со спора эмпиризма и рационализма и кончая созданием теории единой науки, в которой исчезло бы противопоставление "наук о природе". и "научного знания". Структура и развитие. Лоренц К. Эволюция a priori // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1994, № 5; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984; Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994; D. Т. Campbell. Evolutionary Epistemology // The Philosophy of Carl Popper. V. I. La Salle, 1974; Issues in Evolutionary Epistemology. N.Y., 1989.
Похожие на ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ слова / понятия:

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
ЭВСЕБИЯ И АСЕБИЯ
ЭВТАНАЗИЯ
ЭХЕЙЕ
ЭХОД
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БОДХИЗМ
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ И ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ
КАБАНИС (CABANIS) ПЬЕР ЖАН ЖОРЖ