Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Философский словарь

ЩАПОВ АФАНАСИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ:



ЩАПОВ АФАНАСИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ - (5(17).10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. - 27.2(10.03). 1876, Иркутск) - философ и историк. Окончил Казанскую духовную академию. Нек-рое время был проф. рус. истории в Казанском ун-те. Увлекшись естественными науками, применил "естественно-научный" метод к своим исследованиям и стал рассматривать историю как "физиологический процесс". В 1863 г. Щ. издал "Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)", в к-рых делает вывод, что в рус. народном уме преобладает "практичность", "реальность" и поэтому народу "при гуманистическом просвещении преимущественно необходимо реальное естественно-познавательное и жизненно-практическое образование". Объяснение причин, в силу к-рых рус. ум стал "практичным и реалистическим", Щ. дает в др. своем исследовании: "Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России" (1868). Умственное развитие рус. народа, по его мнению, до настоящего времени прошло "две главные фазы". Первая фаза представляет собой тысячелетнее "физико-этнологическое" развитие непосредственно-натурального, умственного склада рус. народа под влиянием физических и этнических условий. В этот период из разнообразных племен складывается одна нация и вместе с тем из разноплеменных умственных типов и миросозерцании возникает один смешанный умственный тип и миросозерцание. Поскольку умственная жизнь рус. народа воспитывалась исключительно под влиянием физических условий, в ней прежде всего развивались органы внешних чувств, память и др. низшие познавательные способности; высшая, теоретическая мыслительность, научное и философское мышление оставались неразвитыми. Во второй фазе, или "научно-рациональном периоде умственного развития русского народа", возникает и развивается новый европейский интеллектуальный тип. Из народной массы выделяется, как зародыш нового умственного типа и поколения, "мыслящее меньшинство" и вырастает в новую, европейскую, "научно-рационально развитую умственную отрасль или породу, составляющую передовую генерацию в умственной истории России". В этом меньшинстве возникают проблески самобытной мысли и стремление к интеллектуальному "саморазвитию вне узких рам этнологических или национальных, на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки". В работе "Исторические условия интеллектуального развития в России" (1868) Щ. обращает внимание на следующие исторические условия умственной жизни в России: 1) численное преобладание "темного" рабочего класса над образованным меньшинством; 2) влияние на интеллектуальное развитие земледельческого населения, преобладающего над населением городским, мануфактурным; 3) особенности экономических условий интеллектуального развития; 4) значение пространства рус. земли и путей сообщения в распространении способов интеллектуального развития; 5) интеллектуальное значение векового отсутствия заграничных путешествий и географических открытий; 6) влияние государственных начал - централизации, системы опеки, регламентации и крепостного права; 7) влияние различных патологических явлений нервной сферы рус. народа на характер, направление его умственной жизни, т. е. физиология народной мысли; 8) значение вековой умственной эксплуатации или исключения женщины из сферы общественной и умственной жизни и деятельности. Щ. приходит к заключению, что вековая физическая работа народа в непосредственной сфере природы не только естественно вела и ведет рабочий народ к "реально-умственному" развитию, но развивала и развивает в нем преимущественно такие интеллектуальные органы, к-рые являются существенными рабочими силами. Через органы внешних чувств, "реально познавательную деятельность зрения, слуха и осязания, и память зрительную, слуховую и осязательную" народ "копил" отдельные элементарно-конкретные впечатления, представления и знания. Этот первоначальный, элементарно-конкретный материал непосредственно-эмпирического миросозерцания выразился в "реальном, или природо-изобразительном, содержании и составе народного языка, в целом кодексе народных физических примет, большею частью суеверных, но частью и разумных, в своеобразных сенсуально-эмпирических представлениях и понятиях народной физики, метеорологии, астрономии, ботаники". Из-за преобладания деятельности внешних чувств теоретическому мышлению были отведены самые узкие границы. При господстве внешних чувств над мыслящим и познающим разумом, вместо идей чистого разума, вместо научно-философского, теоретического мышления развивался по преимуществу грубый физический эмпиризм, чему способствовали распространение и укоренение "византийского супранатуралистического умонастроения и миросозерцания". Все это привело к преобладанию в умственном складе народа сенсуального, чувственного над рациональным.
Похожие на ЩАПОВ АФАНАСИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ слова / понятия:

ЩЕДРОВИЦКИЙ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1929-1994)
ЩЕЛЬ, СКРЕПЛЕНИЕ, СВЯЗЬ, СЛАЖЕННОСТЬ, ГАРМОНИЯ
ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
ШИИЗМ
ШИЛЛЕР ФРИДРИХ (1759-1805)
ШИНТОИЗМ
ШИШ
ШИШИГА
ШИШИМОРА
ШИВА