Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Философский словарь

ГАВРИИЛ, В МИРУ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ:



ГАВРИИЛ, В МИРУ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ - (род. 1795, Москва - ум. 1868, Муром) - рус. богослов и историк философии, архимандрит, профессор Казанского ун-та. "История философии" (1840) архимандрита Гавриила - одно из первых рус. исследований, где разработаны теоретико-методологические проблемы историко-философского знания. В ней содержались сведения по истории восточной (кит. и инд.) философии; она впервые давала очерк истории рус. философии. История философии для Гавриила - это история познавательных возможностей человека, его чувствительности, разума и воли, которые должны рассматриваться совокупно, без абсолютизации одной какой-либо познавательной способности исключительно. Как и история познания, она демонстрирует абсолютизацию этих начал; в результате мы имеем осн. философские направления: сенсуализм, абсолютизировавший чувство, идеализм, абсолютизировавший разум, и мистицизм, абсолютизировавший волю. История философии, по мнению Гавриила, должна рассматривать их, во-первых, хронологически ("следовать тому порядку, в котором они обнаружились"), во-вторых, в их взаимовлиянии и взаимозависимости. Гавриил считал, что история философии есть история опытов, изъяснения цели, хода и взаимных отношений религий, наук, законодательств, гражданского образования. Однако, как богослов, он подчеркивал, что, разделенные как объект исследования, религия и философия "в. душе истинного философа соединены совершенно. Они существуют не смешиваясь и различаются, не уничтожая себя взаимно". Единство логического и исторического в истории философии Гавриила дополняется требованием обязательного учета индивидуальных особенностей философа, чьи произв. подвергаются анализу. Национальные особенности рус. философии он трактует провиденциалистски, добавляя, что Божья благодать по-разному распределена для разных народов и поэтому должны быть учтены также географический фактор ("климат и особенности земли"), социально-психологические черты народа и его традиции во всех сферах жизнедеятельности - от государственной до культурной. Совокупность названных условий приводит у одних народов к развитию философии в "наукообразном выражении", у других - в "повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии". При этом он делает вывод, что рус. народ привержен религии и монархии. Национальной особенностью рус. философии, по мнению архимандрита Гавриила, является сочетание веры и знания, рассудительности и набожности. Самый ожесточенный отпор с его стороны встретили Юм и Кант, наиболее снисходителен он к Кузену, благосклонен - к аббату Ботену. Рус. философию характеризовал в духе славянофилов. Несмотря на некоторую недостоверность и фантастичность фактов "Истории философии", архимандрит Гавриил остается первым историком рус. философии, кстати, и таких ее областей, как логика, метафизика, нравственная философия, эстетика. Кроме упомянутых произв. им написана "Философия правды" (1813).
Похожие на ГАВРИИЛ, В МИРУ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ слова / понятия:

ГАЗАЛИ, АЛЬ-ГАЗЕЛИ
ГЕДЕЛЬ КУРТ (1906—78)
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
ГЕЙДЕ (HEYDE) ИОГАНН ЭРИХ
ГЕЙНЕ ГЕНРИХ (1797—1856)
ГЕЙЗЕНБЕРГ (HEISENBERG) ВЕРНЕР
ГЕЙЗЕНБЕРГ ВЕРНЕР (1901—76)
ГЕЙЗЕР (GEYSER) ЙОЗЕФ
ГЕККЕЛЬ (HAECKEL) ЭРНСТ
ГЕККЕЛЬ ЭРНСТ (1834—1919)