Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Социологический словарь

ЯЗЫК АНКЕТНЫЙ:



ЯЗЫК АНКЕТНЫЙ - - система  знаков, посредством к-рых формулируются вопросы и др. предложения в социологич. анкете. Основными отличительными особенностями Я.а. являются: максимальная ясность и точность, однозначность формулировок, краткость и доступность. В отличие от языка,  к-рым пользуются социологи - проектировщики анкеты, Я.а. должен строиться на основе знания разговорного языка, речевых оборотов, имеющих хождение в той соц. среде, к-рую предстоит исследовать. Предварительные знания социолога об особенностях разговорной речи в среде исследуемых дают возможность для осуществления своего рода перевода  анкетных вопросов с "языка исследователя" на "язык исследуемых". Окончательное уточнение Я.а. достигается на основе анализа  данных исследования пробного (см.). В рез-те такого анализа выясняется степень доступности Я.а. для опрашиваемых; важно, чтобы он не оказался слишком сложным для одной части и слишком простым, примитивным - для другой  части опрашиваемых. Опросы  обществ. мнения, крупномасштабные социологич. исследования включают в выборку порой различн. соц. группы населения, к-рые могут оказаться неоднородными также и в языковом отношении. Задача социолога в таком случае состоит в выявлении различн. языковых групп в исследуемой совокупности и отражении особенностей их обыденного языка в Я.а. Посредством анкеты происходит общение  между социологом и исследуемым, следовательно, Я.а. должен обладать по мере возможности многими качествами языка живого человеч. общения. Я.а. не должен допускать ни двусмысленных вопросов, ни предложений, могущих быть истолкованными респондентами по-разному. Не только вопросы, но и все вводные, поясняющие и др. предложения в тексте  социологич. анкеты должны быть понятны и недвусмысленны. Вся анкета  при этом должна быть построена т. обр., чтобы любой из опрашиваемых мог легко заполнить ее самостоятельно. Лит:. Ноэль Э. Массовые опросы;  введение в методику демоскопии. М., 1978; Дридзе Т.М. Язык и социальная психология.  М., 1980; Погосян Г.А. Метод  интервью  и достоверность  социологической информации. Ереван, 1985; Ядов В.А. Социологическое исследование:  методология,  программа,  методы. М., 1987. Г.Н. Погосян.
Похожие на ЯЗЫК АНКЕТНЫЙ слова / понятия:

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ
ЯЗЫК ТЕЛА
ЯЗЫКИ УСЛОВНЫЕ
ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАТИЧЕСКАЯ
ЭКОЦИД
ЭКОНОМИЯ
ЭКОНОМИЯ ПЛАНОВАЯ (РАСЧЕТНАЯ)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД