Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Социологический словарь

ЭГО (Я):



ЭГО (Я) - - в психоанализе   - сфера личности , характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Фрейд трактовал Э. как "особую дифференцированную часть Оно , которая происходит от первых объектных привязанностей Оно, т.е. от комплекса  Эдипа", связанную с сознанием  и олицетворяющую "то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащим страсти". По мысли Фрейда, Э. - это "совокупность  организованных сил, которая контролирует слепые, бессознательные силы Оно и пытается привести их в известное соответствие с требованиями внешнего мира путем расположения душевных явлений во времени и осуществлению над ними контроля реальности". Согласно Фрейду, несмотря на непосредственную связь с сознанием, Э. все же, выступая "модифицированной" и обособленной частью Оно, остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а "ядро" Э. всегда является бессознательным. (У Фрейда "...Эго - это та часть Оно, которая видоизменилась под непосредственным влиянием  внешнего мира... В своем отношении к Оно Эго напоминает всадника, который должен держать в узде превосходящего его по силе коня, с той лишь разницей, что всадник пытается делать это своими собственными силами, тогда как Эго пользуется заимствованными".) Фрейд характеризовал Э. как "несчастное существо", которое не является хозяином в собственном доме и находится в услужении у "трех господ" или "трех тиранов": внешнего мира, Сверх-Я   и Оно. Важнейшим успехом развития Э. у Фрейда полагается переход от принципа  удовольствия к принципу реальности : именно благодаря этому Э. оказывает существенное воздействие на поведение  и жизнь  человека.  С точки зрения Фрейда, представление о собственном Э. развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от всего прочего мира, и в дальнейшем Э. "всегда остается масштабом, которым оценивается мир". Для многих представителей обновленного психоанализа фрейдовская идея недифференцированного "Оно", из которого развивается Э., оказалась неприемлемой. В этих версиях Э. понимается как: а) часть личности, имеющая отношение  к объектам и/или конституирующаяся посредством интроекции; б) часть личности, постигаемая в качестве опыта оставаться самим собой или "я" индивида;  в) вся психика человека: по У. Фэрбейну (W.R.D. Fairbairn), "изначально личность  ребенка состоит из единого динамичного Эго". В отличие от самости, традиционно трактуемой в контексте  феноменологического подхода  (личность как опыт переживания), Э. коррелируется с пониманием  личности как особой, внешне обусловленной структуры. В контексте проблематизаций современного философствования Э. трактуется не как относительно стабильная ипостась свободного, автономного и обладающего универсальными характеристиками рационального индивида, а в качестве поля, в границах  которого разнообразные дискурсивные практики  генерируют соответствующие смыслы. Вместо "Я есть то, что я есть благодаря моему прошлому" приходит "Я есть то, что я есть благодаря контексту, в котором я нахожусь". также: "Оно", "Сверх-Я". В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов
Похожие на ЭГО (Я) слова / понятия:

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
ЭГО-СЕТЬ, ИЛИ ЛИЧНАЯ СЕТЬ
ЭГОЦЕНТРИЗМ
ЭГОЦЕНТРИЗМ ИЛИ ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ
ЭГОТИЗМ
ЭЙДЕТИКА
ЭЙДЕТИЗМ
ЭЙДОС
ЭЙДЖЕИЗМ
ЭЙДЖИЗМ