Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Социологический словарь

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ:



ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ - (evolutionary theory) - 1. Объяснение  происхождения, развития и многообразия биологических видов, предложенное Чарльзом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом (1823—1913). 2. Объяснение социального изменения с точки зрения принципов Дарвина. Работа  Дарвина повлияла на многих социальных теоретиков прошлого века, включая Моргана, Хобхауса, Тайлора, Уорда и Спенсера (хотя последний также ввел эволюционные понятия в собственную теорию — см. Выживание сильнейших) . Международный подъем британской экономики и политики во время  Викторианской эпохи создал социальную атмосферу и интеллектуальный климат, особенно восприимчивый к идеям прогресса.  Теория  Дарвина, которая обозначала эти тенденции в качестве особенности биологического развития, была долгожданной идеей, ибо имперская мощь Англии и господство  западной культуры могли бы (хотя довольно необоснованно) считаться не чем иным, как результатом естественного закона,  всегда обеспечивающего подъем "самому лучшему". Таким образом, в социальной сфере эволюционная теория  видела в индустриализованных странах представителей наиболее высокой стадии долгосрочного процесса  развития, начавшегося с гораздо более простых видов общества. Современные доиндустриаль-ные общества — крестьянские либо простые, живущие охотой и собирательством, — считались живым примером более ранних стадий развития, и индустриальный мир оставил их далеко позади. Эволюционная теория, следовательно, обычно объединяет два суждения: эволюционное продвижение вперед предполагало развитие  сложных форм социальной организации из простых посредством увеличения дифференциации социальной структуры (см. Социальная дифференциация)  и специализации функции; подобные структурные изменения предусматривали параллельный процесс продолжения нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Теория Дарвина в применении к социальному развитию вылилась, таким образом, в различие  между цивилизацией и варварством  — особенно удобное в эпоху империализма.  Воздействие идей Дарвина на социальные теории 19-го столетия было огромно. Политика  социального эволюционизма  могла быть привлекательной как для многих из тех, кто был заинтересован в том, чтобы узаконить статус-кво, так и для тех, кто (подобно Марксу) стремился его изменить. Однако социальные теоретики должны были воспринимать такие идеи крайне осторожно. Ведь Дарвин разработал теорию изменения, прежде всего для объяснения многообразия и адаптации видов, у которых сознание,  рефлексивность  и творческий потенциал  (или культура)  могли игнорироваться как значительная переменная.  Но как раз эти факты  и сделали возможным человеческое общество.  По иронии, именно доступная эволюционная парадигма  смогла взять на вооружение культурную переменную. Но это было разработано не Дарвином, а его теоретическим соперником Жаном Батистом Ламарком, приведшим доводы в пользу наследственно приобретенных характеристик в эволюционном процессе. Дарвин предлагал взамен принципы  произвольного изменения и естественного отбора. Как раз способность личностей и обществ обучаться друг у друга — приобретать культуру или копировать важные культурные достижения (в частности, письменность  и меры веса) — отличительная черта человеческой социальной жизни. А социальная теория  исходя из того, что могло бы быть наиболее успешной версией эволюционной парадигмы — дарвинизму, — в значительной степени игнорировала тезис, который, возможно, способен был дать больше, чем тезис Ламарка. К первым десятилетиям 20-го столетия эволюционизм впал в немилость у социальных ученых. Причиной опровержения стало ужасное варварство в войне 1914—1918 гг. якобы просвещенной Европы, подвергшейся процессу цивилизации. Более существенно то, что к тому времени становились все более очевидными три основные трудности теории социальной эволюции. Во-первых, предположение об однолинейности (см. Однолинейный) , т.е. о наличии одного пути развития, через который пройдут все общества; во-вторых, неспособность сказать многое о промежуточных стадиях  развития между простыми и сложными обществами и процессах, приведших к изменениям; в-третьих, перегруженное ценностью  суждение о включении в социальное развитие  нравственного просвещения, этноцентрическим образом замкнутого на европейских понятиях. Во второй половине 20-го столетия возродился интерес  к проблемам  развития, поскольку страны "третьего мира" начали сами вносить себя в политическую повестку дня. Это породило новые версии эволюционной теории (см. Неоэволюционизм;  Социокультурная эволюция;  Эволюционная всеобщность) и в конечном счете повторное открытие  критических дебатов, особенно в плане  недоразвитости. См. также Выживание сильнейших; Экономическое и социальное развитие;  Эволюционная социология. 
Похожие на ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ слова / понятия:

КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ТЕОРИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
КАПИТАЛИЗМ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
КАПИТАЛИЗМА ОРГАНИЗОВАННОГО ТЕОРИЯ
КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ
КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА
КЛАССОВОЕ ГОСПОДСТВО