Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Социологический словарь

ХАЙЕК (HAYEK) ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН:



ХАЙЕК (HAYEK) ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН - (1899-1992) - австро-английский экономист и философ, один из основоположников неоавстрийской школы в политической экономии, классик современного либерализма.  С 1918 учился в Венском университете,  где изучал право,  экономику, философию и психологию. Доктор права  (1921) и доктор политических наук (1923). Сооснователь (1927) и первый директор Австрийского института  экономических исследований (1927-1931). В 1931-1950 - профессор политической экономии и статистики Лондонской школы экономики. С 1938 - гражданин  Великобритании. В 1950-1962 - профессор социальных наук и этики Чикагского университета. В 1962-1968 - профессор экономической политики Фрейбургского университета (ФРГ). С 1969 - профессор-консультант Зальцбургского университета (Австрия). В 1974 X. был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с Г. Мюрдалем) "За основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ  взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений". Организатор (1947) либерально-ориентированного "Общества Мон-Пелерин" (наряду, в частности, с Поппером и Полани). Основные сочинения: "Дорога к рабству" (1944, переведена более чем на 20 языков мира); "Индивидуализм  и экономический порядок" (1948); "Контрреволюция  науки" (1952); "Структура  восприятия" (1952); "Основной закон  свободы" (1960); "Право, законодательство и свобода"  (тт. 1-3: "Правила и порядок" - 1973, "Мираж социальной справедливости" - 1976, "Политический строй свободного народа"  - 1979); "Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма"  (1988) и др. В первые годы научной деятельности X. занимался преимущественно проблемами теории денег, капитала  и экономического цикла. Встревоженный распространением социалистической идеологии до и во время  Второй мировой войны, он сделал основной темой своих работ полемику с различными проявлениями этой идеологии, под влиянием  которой, как признавался сам X., он находился в юношеские годы. Предпринял попытку показать принципиальную неосуществимость целей, провозглашаемых приверженцами социализма и невыполнимость программ, предлагаемых для реализации этих целей. По мысли Х., с деятельности Сен-Симона и его школы начинает существование "инженерный" взгляд на общество,  в соответствии с которым предполагается, что человечество в состоянии в рамках первоначального рационального плана  сознательно направлять собственную эволюцию. Данная амбиция разума  (по Х., "конструктивистский рационализм" ) сыграла высокотрагичную роль  для судеб личной свободы и качества жизни людей. По мысли Х., "в споре между социализмом и рыночным порядком речь  идет ни больше ни меньше как о выживании. Следование социалистической морали привело бы к уничтожению большей части современного человечества и обнищанию основной массы оставшегося". С экономической точки зрения кардинальное преимущество рыночной системы перед плановой X. усматривал в способности первой из них посредством ценового механизма использовать такой объем информации, получение и переработка которого невозможны в рамках системы централизованного планирования. Следствием этого считал неспособность плановой экономики обеспечить соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, достичь сколько-нибудь приемлемого уровня эффективности. С политической точки зрения, последовательное осуществление принципов планирования, по X., неизбежно приводит к тоталитаризму.  План предполагает жесткую иерархию четко определяемых целей, установление которых требует недостижимой в реальности степени общественного согласия. Поэтому планирование  обязательно сопровождается применением мер принудительного характера, ограничением и, в перспективе, ликвидацией правового порядка, проникновением государства во все сферы общественной жизни. Если, согласно принципу  "невидимой руки" Смита, индивид,  руководствуясь своекорыстными интересами, способствует общественному благу, даже не имея в виду такой цели, то в данном случае все происходит наоборот: государство,  стремясь к общественному благу, вопреки своим намерениям ущемляет интересы  индивида. По X., тоталитаризм является неизбежным следствием попытки переноса на общество принципов, по которым функционируют т.наз. "сознательные порядки" - организации типа фабрики или армии и создаваемые с заранее определенной целью  по соответствующему плану. Однако развитие  общества в целом представляет собой сложный процесс  эволюции и взаимодействия "спонтанных порядков" - социальных институтов, моральных традиций и практик, складывающихся без чьего-либо замысла и не поддающихся координации из единого центра. Типичные примеры "спонтанных порядков" - рынок, право, язык,  мораль.  Координация деятельности индивидов в рамках "спонтанных порядков" осуществляется путем соблюдения универсальных правил поведения с одновременным предоставлением индивиду определенной сферы автономии. Гарантиями такой автономии, позволяющей использовать "рассеянное знание"  - многообразие знаний и навыков отдельных людей - являются институты индивидуализированной собственности и частного предпринимательства, политическая и интеллектуальная свобода, верховенство права. Широкое распространение этих институтов, согласно X., стало результатом "...эволюционного отбора, обеспечивающего, как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп, что следовали им". На протяжении всей своей научной деятельности X. выступал против государственного вмешательства в экономику, являясь принципиальным оппонентом всех трех наиболее влиятельных антилиберальных экономико-политических проектов 20 в. - социализма, кейнсианства и доктрины "государства всеобщего благоденствия". Продолжительное время его взгляды расценивались как старомодное чудачество, а прогрессистская интеллигенция  левого толка подвергла Х. самому настоящему остракизму (в стэнфордовском сборнике 1984 о Х. отмечалось: "...так называемые интеллектуалы  присудили его к научной смерти. В академических кругах к нему начали относиться почти как к неприкасаемому, если не как к подходящему мальчику для битья, которого ученые мужи могли разносить в пух и прах всякий раз при обнаружении, как им представлялось, "дефектов" рынка или свободного общества"). Крушение иллюзий кейнсианской модели государственного регулирования в 1970-х и распад социалистического лагеря в 1990-х - придали произведениям Х. особую актуальность. А.А. Баканов
Похожие на ХАЙЕК (HAYEK) ФРИДРИХ АВГУСТ ФОН слова / понятия:

ХАКСЛИ ДЖУЛИАН
ХАЛЬБВАКС (HALBWACHS) МОРИС
ХАЛИФАТ
ХАЛКОЛИТ
ХАЛУПНЫ (CHALUPNY) ЭММАНУИЛ
ХАНТИНГТОН (HUNTINGTON) СЭМЮЭЛ ФИЛИПС
ХАНЖЕСТВО
ХАОС
ХАОТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
ХАРАКТЕР