Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Социологический словарь

УБЕЖДЕНИЯ:



УБЕЖДЕНИЯ - - личностные образования, s основе к-рых лежат определенные представления, идеи, принципы,  существенно определяющие отношение  человека к действительности и его поступки. Различают нравственные, науч., религиозные и др. виды убеждений. Проблема  становления У. - одна из ключевых в воспитании. Особую остроту она приобретает в период революционных соц. изменений, всеобщей политизации масс, ломки устоявшихся идеологич. стереотипов. Серьезно затруднял развитие  исследований в этой области тот факт,  что процесс  формирования убеждений рассматривался как почти полностью определяемый извне. Это обусловливало акцент на внешних организационно-методич. вопросах формирования убеждений и недооценку внутренней, "интимной стороны" этого процесса. В исследованиях по данной проблеме, хотя они и различаются в деталях, в целом используются трехкомпонентная структура  У., к-рая включает в себя: логич. анализ  отдельных знаний, мнений, суждений (когнитивный компонент); переживание своего отношения к данным знаниям, суждениям (эмоционально-личностный компонент); потребность  поступать определенным образом в соответствии с формировавшимся У. практически действенный компонент), проблеме становления У. существенное не имеет исследование  способа усвоения знаний, оценок. Существуют многочисленные, свидетельствующие о том, что способ усвоения знаний не является нейтральным по отношению к содержанию У. Тот или иной способ усвоения может существенно уменьшать, даже сводить на нет ценностную значимость содержания, либо, напротив, повышать личностную значимость приобретаемых знаний, облегчая переход их в У. Исследования конформизма  показали, что определенные мнения и оценки  могут усваиваться по механизму конформного подчинения при деформации когнитивного компонента У. Усвоенные т. обр. мнения, как правило,  не становятся подлинными У. и обусловливают неустойчивость, ситуативность поведения. Даже прочно усвоенные и значимые для личности знания не всегда переходят в убеждения.  Один из примеров такого рода дает концепция  амер. исследователя С. Шварца, согласно к-рой усвоенные индивидом соц. нормы  существуют как бы параллельно с его личностными устремлениями. Соблюдение или не соблюдение нормы зависит от затрат, к-рые индивид  должен произвести при соблюдении нормы, и от цены, к-рую придется заплатить в случае ее нарушения. Этот, можно сказать, "рыночный" подход  к нормативному поведению тем не менее позволяет отразить реальность, к-рая опровергает расхожее представление об убеждениях как просто усвоенных знаниях. Вместе с тем автор неправомерно обобщает частный случай,  рассматривая его как общий механизм нормативного поведения. В литературе бытует тезис о том, что большая первоначальная уверенность в истинности определенного мнения позитивно связана с его устойчивостью. Однако экспериментальные данные  не подтвердили этого. Оказалось, что в целом ряде случаев испытуемые, имеющие высокую первоначальную убежденность, понесли наибольший ущерб от диссонантного атакующего воздействия. В то же время  те, позиция  к-рых была не столь категоричной и допускала возможность альтернативного мнения, психологически были более подготовлены к атакующему воздействию и в рез-те понесли меньший урон. В течение длительного времени процесс становления У. был идеологизирован. Центральное место в этом процессе отводилось идейно-политич. У., а нравственные У. отходили на второй план.  Между тем оказывается, что именно нравственный компонент является ведущим в становлении У. различн. видов. Должна быть создана общая стратегия процесса формирования У., включенного в систему нравственного воспитания и охватывающего все этапы возрастного развития. Лит.: Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982; Развитие нравственных убеждений школьников. Киев, 1986; Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений//Вопр. психологии. 1990, № 5; Schwartz S.A. Moral decision making and behaviour. N.Y., 1970. В.Э. Чудновский.
Похожие на УБЕЖДЕНИЯ слова / понятия:

УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ
УЧЕНИЧЕСТВО
УИЛЬЯМС (WILLIAMS) РЭЙМОНД
БАНД
БАРТ (BARTHES) РОЛАН
БАСИНГ
БЕДНОСТЬ
БЕДНОСТЬ СИЛЬНЫХ
БЕНЬЯМИН (BENJAMIN) ВАЛЬТЕР
БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ