Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Исторический словарь

ЯВЛЕНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ:



ЯВЛЕНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - (1864, близ Торжка, Тверской губ. - 15.3.1941, Висбаден, Германия) - художник. Из дворянской семьи. Ранние годы провел в Белоруссии, в имении отца, Воспитывался с 1874 во 2-м кадетском корпусе в Москве. В 1885-87 учился в Александровском военном училище. По окончании его служил в 7-м гренадерском полку, с 1890 - в Кронштадтском крепостном пехотном батальоне; последний воинский чин штабс-капитан. В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры. Интерес к живописи возник у Я. в 1880: он часто посещал выставки и музеи, в особенности Третьяковскую галерею. В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И.Репина. Познакомился там с М.Веревкиной; неудовлетворенный академической системой преподавания, с 1893 работал в ее мастерской. Вместе с ней учился в 1896-98 в «немецких Афинах» Мюнхене, в школе А.Ашбе. В 1897 посетил Венецию. Увлеченно писал натюрморты и пейзажи, добиваясь цветовой гармонии, в основном используя темные тона. После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я. стали превращаться в цветовые композиции; «цвета горят, - писал он, - передавая жар души». 10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С.Дягилевым. О своих произведениях сам Я. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». Во Франции Я. посещал мастерскую А.Матисса, был дружен с Э.Веркаде, последователем П.Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М.Веревкиной, В .Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г.Мюнтер. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества - Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства; вицепрезидент общества, с 1911 - президент. В 1911 создал серию «голов», заполняя почти квадратные по формату холсты изображением лиц, фокусируя зрительское внимание на выражении их глаз: считал, что в головах нашел, наконец, свою форму и цветовое решение, стремясь к синтезу своих впечатлений и ощущений. «Я выкидываю все частности, все детали, - писал Я., - чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи. И если я утрирую и формирую, то только для того, чтобы подчеркнуть каждый раз главный мотив моей эмоции». Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). В России картины Я. экспонировались на выставках нового общества художников (1905), «Союза русских художников» (1906, 1907), «Мира искусства» (1906), «Венок-Стефаног» (1909), «Бубновый валет» (1910-11) и др. Последний раз был в России в 1914. В связи с началом 1 -и мировой войны Я. переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, «вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души». Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях: серии «мистических» и «святых» голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания; серия «медитация» («Терновый венец», 1918: «Молитва», 1922; «Поэзия утра», 1930; «Аврора», 1931). В дальнейшем написал ряд «абстрактных голов», отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью. В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Е.Незнакомовой: их сын - А.Незнакомов-Явленский, также стал художником. В 1924 вместе с П.Клее, Л.Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих»; выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х - «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США.
Похожие на ЯВЛЕНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ слова / понятия:

ЯВЛИНСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
ЯВОР
ЯВТЯГ (ЯТВЯГ)
ЯХАЗИИЛ
ЯХИН
ЯХМОС I
ЯХОНТ
ЯХОНТОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
ЯХОНТОВ ИОАНН КОНСТАНТИНОВИЧ
ЯХОНТОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ