Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Исторический словарь

ЦАДКИН ОСИП АРОНОВИЧ:



ЦАДКИН ОСИП АРОНОВИЧ - (14.7.1890, Смоленск - 25.11.1967, Париж) - скульптор. Сын школьного учителя Арона Ц. и Софии Лестер, принадлежавшей к роду шотландских кораблестроителей, переселившихся в Россию при Петре 1. Детство и отрочество провел в Витебске. Учился в 4-классном городском училище (1900-4); его одноклассником был М.Шагал, близким приятелем - Л.Лисицкий. Первые уроки в искусстве получил у живописца Ю.Пэна. В 1905 был отправлен к родственникам матери в городок Сандерленд (Великобритания), с 1906в Лондоне в Школе искусств и ремесел, где занимался резьбой и высеканием. Приехав погостить в 1907 на родину, исполнил первую монументальную работу из розового гранита «Героическую голову». Осенью 1907 Ц. возвратился в Лондон, где продолжил обучение, с 1909 - в Париже, поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Ж.-А.Инжальбера. Однако академическую лепку, прививаемую Инжальбером, Ц. воспринимал как безжизненную имитацию искусства ив 1911 ушел из Школы. Тогда же впервые выставил свои работы в Салоне независимых, вместе с А.Архипенко и В.Лембруком. Посещал Русскую академию артистической колонии «La ruche» («Улей») на Монпарнасе, где познакомился с К.Бранкуси, А.Модильяни, Б.Сандраром, Р.Делоне и др. творцами новейшего искусства. Под влиянием общения с поэтами М.Жакобом и Г.Аполлинером начал писать стихи и прозу, обнаружив незаурядный литературный дар. Источником вдохновения для Ц. в эти годы стала романская скульптура, экспрессивные готические статуи, монументальные произведения архаических эпох, творчество Родена. Увлечение африканской пластикой проявилось в деревянной пятифигурной композиции «Иов» (1914). С началом 1-й мировой войны помощь из дома иссякла; в революционные годы родители Ц. погибли от голода. В 1915 Ц. вступил добровольцем в армию, служил в русском госпитале. Пережив газовую атаку немцев, заболел и в начале 1917 был демобилизован, На организованной совместно с Модильяни и М.Кислингом выставке (1918) показал 25 рисунков на военные темы. Выставка имела большой резонанс в художественной жизни Парижа здесь читали стихотворения фронтовики Блэз Сандрар и Жан Кокто, а композиторы знаменитой «Шестерки» (Л.Дюрей, Д.Мийо, А.Онеггер, Ж.Орик, Ф.Пуленк, Ж.Тайфер) исполняли свои произведения, В 1920 состоялась первая персональная выставка Ц. в галерее «Кентавр» (Брюссель), затем выставки в Голландии и Нью-Йорке; первую монографию о Ц. написал в 1921 художественный критик М.Рейналь. В 1920-е работы Ц. стали более свободными, легкими, прихотливо-пластичными. Дальнейшее развитие кубистических приемов привело его к окончательной выработке собственных принципов выпукло-вогнутых плоскостей, формировавших скульптурную форму, В 1928 вместе с другими мастерами Парижской школы представил свои произведения для экспонирования в русском разделе выставки «Современное французское искусство» в Москве. С конца 1920-х жил в провинции, в 1934 вместе с женой поселился в деревушке Арк. Излюбленные герои Ц. - мифологические, библейские, театральные персонажи, великие музыканты, живописцы, поэты. Вариации на темы античной классики - статуи «Ниобея», «Дискобол», «Деметра» (кон. 20-х). Под впечатлением поездки в Грецию (1931) родился образ Орфея, который превращался в лиру, реализуя поэтическую метафору «играть на струнах собственного сердца». Сам Ц. виртуозно владел аккордеоном, был тонким знатоком классической и современной музыки. В 1936 завершил работу над деревянной композицией «В честь Баха». В конце 30-х создал проекты памятников А,Рембо, Г. Аполлинеру, А. Жарри, Лотреамону. Ц. любил сопрягать скульптурные формы с рисунками-граффити: на вогнутых и плоских поверхностях рисовал или гравировал изображения рук, лиц, цветов, иногда - по примеру архаической древневосточной скульптуры писал целые поэмы. Бурная динамика, могучий пластический ритм, монументальность и безудержная эмоциональность его произведений превратились в поздние годы в драматическую, напряженную экспрессию.Ц. смело совмещал и комбинировал разнообразные материалы мрамор и известняк, алебастр и хрусталь, дуб и перламутр, цветное стекло и свинец; в деревянных скульптурах обильно применял раскраску, лакировку, полировку, инкрустацию. Нападение Германии на Францию вынудило Ц. эмигрировать в США. Создал там статуи «Заключенный» и «Воющий Арлекин», выразившие скорбь и горечь ввергнутого в войну человечества. Вернулся в Париж в 1945. Трагическим символом XX в. стал памятник «Разрушенный город», водруженный в Роттердаме в 1953. фигура агонизирующего человека с вырванным сердцем воплотила ужас кровавой акции гитлеровцев, дотла разбомбивших Роттердам 14,5.1940. Тема великого художника-творца, ответственного за человеческую культуру, получила продолжение в послевоенном творчестве Ц. В нескольких работах он воплотил образ Ван Гога, которого считал основоположником новейшего искусства: памятник в Овер-сюр-Уаз близ Парижа (1956), бронзовая фигура художника, бредущего по дорогам Франции с мольбертом и этюдником (1963), двухфигурная группа «Братья Ван Гог», соединившая пластические темы и «Орфея», и «Разрушенного города». Работу Ц.-скульптора сопровождало огромное количество офортов, рисунков, гуашей, часть из них служила иллюстрациями его литературных произведений; вместе с тем в этих композициях явственно ощутим пластический подход. Диапазон скульптурных работ Ц. очень широк: упрощенные, мощные головы из камня или дерева, обобщенные монолитные женские фигуры, группы из двух-трех фигур, экспрессивные, барочные композиции («Скульптор», 1930: «Менады», 1934: «Homo sapiens», 1934; «Христос», 1939: «Рождение форм», 1949: «Лабиринт», 1950 и др.), портреты. Барельефы Ц. украсили здания в Париже и Брюсселе, его садовопарковая скульптура имеется во многих городах, Большое влияние на развитие современной скульптуры оказала педагогическая деятельность Ц. - он преподавал в собственной художественной школе, в мастерских академии Гран-Шомьер в Париже. Автор книг «Путешествие в Грецию» (1955), «Три свечи» (1955), «Клетка и птица» (1968).
Похожие на ЦАДКИН ОСИП АРОНОВИЧ слова / понятия:

ЦАФНАФ-ПАНЕАХ
ЦАФНАФ-ПАНСАХ
ЦАФОН
ЦАГАРЕЛИ АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ
ЦАГАРЕЛИ АВКСЕНТИЙ АНТОНОВИЧ
ЦАИР
ЦАЙ
ЦАЙ ЛУНЬ
ЦАЛАБАН ТИМОФЕЙ МАТВЕЕВИЧ
ЦАЛАФ