Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Исторический словарь

НАБОКОВ НИКОЛАС (НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ):



НАБОКОВ НИКОЛАС (НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ) - (17.4.1903, Любча, Новогрудского у., Минской губ, - 6.4.1978, Нью-Йорк) - композитор. Потомок старинной русской дворянской семьи. Прадед - Николай Александрович Н. - офицер флота, исследователь Новой Земли (1817), одна из рек которой получила его имя. Брат прадеда - генерал Иван Александрович Н. - был комендантом Петропавловской крепости. Дед - Дмитрий Николаевич Н. - министр юстиции в эпоху судебных реформ середины XIX в. Дядя - Владимир Дмитриевич Н. - юрист. Его двоюродный брат - писатель В.Набоков. Николай получил начальное образование в Петербурге. В 1917 оказался в Крыму, в Ялте, где брал уроки композиции у В.Ребикова. В 1920-22 учился в консерватории в Штутгарте, а позже - в консерватории Страсбурга. Приехав в Берлин, стал учеником Ф.Бузони по фортепиано. В 1923 Н. поселился в Париже, где с 1924 продолжил образование в Сорбонне, получив там степень бакалавра искусств. В Париже Н. был представлен С.Дягилеву, который сразу же поручил ему написать сочинения для «Русского балета», что послужило благоприятным началом музыкальной карьеры композитора; Н. написал балет-ораторию «Ода» (по оде М.Ломоносова «Вечернее размышление...»), которая была поставлена в Париже 6.6.1928. Являясь, в сущности, вокально-хореографической поэмой, «Ода» исполнялась в театральнотанцевальных традициях и принесла известность молодому композитору. Лирические вокальные произведения и «Ода» раскрывают главное свойство Н. - культуру вокального мелоса. По отзыву Б.Асафьева (1929), «о многих страницах его музыки можно сказать, что они напевны, даже проще: они поют». В работах композитора заметно стремление к непосредственности через вокальное начало, что может считаться убедительным показателем ценности его исканий. К сожалению, другой балет Н. - «Жизнь Афродиты» (1929) - менее удачен. Здесь искомая простота превращается уже, по словам Асафьева, в прямую стилизацию, не имеющую под собой почвы. С 1923 и до смерти Дягилева в 1929 Н. работал для «Русского балета». В 1933 Н. переехал из Парижа в США и стал преподавателем различных колледжей: вначале (1935-36) в «Mannes School» (НьюЙорк), в 1936 в Йелльском колледже (НьюЙорк), в 1941-45 в «St. Johns College» (Аннаполис) ив 1947-51 в консерватории Пибоди в Балтиморе. В 1945-46 Н. - офицер по культурным связям при американских правительственных войсках в Германии. Параллельно с педагогической деятельностью Н. продолжал работать как композитор, создавая новые музыкальные произведения, в том числе и балетные. «Мирный союз», написанный для «Ballet Russe de Monte Carlo», имел своеобразный характер оперы. Известный исторический сюжет, оригинальная музыкальная концепция, драматическая интенсивность, славянские мотивы, тональная и хроматическая техника сливаются и звучат убедительно, находя отклик у публики. И музыка, и исполнители имели заслуженный успех. Вторая опера Н. - «Напрасные усилия любви» (либретто Аудена и Кальмана по одноименной комедии Шекспира) - была поставлена на сцене театра «de la Monnaie» в Брюсселе в 1973 (реж.В.Бауэрнфайнд, худ.Ф.Санжюст). Поскольку оперные либреттисты убрали из произведения Шекспира острые пародийные каламбуры, элементы сатиры на современное драматургу общество, важная исходная позиция - противопоставление и высмеивание различных контрастных ситуаций - была для композитора потеряна. Но Н. не был этим обескуражен, он создал прелестную занимательную комедию в манере деревенского музыкального секстета, умело сочетая песенки и мадригалы с ариями и ансамблями.Р.Петерс дирижировал с душевной щедростью, умело раскрывая характер музыки. Певцы играли легко и исполняли свои партии с воодушевлением. Премьера оперы была парадным, праздничным действием. На протяжении всей творческой жизни Н. работал в области инструментальной и вокально-оркестровой музыки. Его первая Лирическая симфония была исполнена в Париже в феврале 1930; Симфония № 2 Библейская («Biblica») в Нью-Йорке 2.1.1941: Третья симфония «Молитва» («A Prayer») также показана в Нью-Йорке 4.1.1968. Музыкальный эпизод по трагедии «Самсон-борец» («Samson Agonistes») Мильтона исполнен в Нью-Йорке 14.5.1938; «Возвращение Пушкина» («The Return of Pushkin»), элегия, прозвучала в Бостоне 2,1.1948: Кантата «Америка была обещаниями» («America was Promises») - в Нью-Йорке 25.4.1950. 2.3.1951 исполнена «Новая жизнь» («Vita nuova») для сопрано, тенора и оркестра; Виолончельный концерт с подзаголовком «Подношения» («Les Hommages») показан в Филадельфии 6.11.1953. Кроме этих сочинений, написаны также: Оратория «Иов» («Job», 1933); «Коллекционер эхо» («Collectionneur dEchos») для сопрано, баса и девяти ударных инструментов (1933); «Жених» («Le Fianc6») для оркестра (1934); Струнный квартет (1937): Соната для фагота и фортепиано (1941): две фортепианных сонаты (1926 и 1940); фортепианный концерт (1932): концерт для флейты (1948): «Христианские символы» («Simboli Chretiane») для баритона и оркестра ( 1953); «Размышление в одиночестве» («Studies in Solitude», 1961); 5 поэм Анны Ахматовой для голоса с оркестром (1964); 4 поэмы из «Доктора Живаго» Б.Пастернака (янв. 1968); фортепианные пьесы, песни. Круг тем, затронутых Н., очень широк. Неудивительно, что музыкальный язык различных его сочинений так неодинаков. Работая во Франции, композитор объединил в своем творчестве русское мелодическое начало с традициями французского импрессионизма. Некоторые сочинения более позднего периода написаны в воспринятом им космополитическом стиле с примесью «модной битональности» (Н.Слонимский, 1984). В работах на русские темы композитор возвращался к мелоритмам русских народных песен.А.0неггер в своей книге «Я композитор» (1950-51), перечисляя весьма талантливых композиторов, работавших во Франции, назвал Н. наряду с такими именами как Хиндемит, Прокофьев, Бриттен, Орфф, Барбер, Копленд, Шостакович. Начиная с 50-х Н. активно участвовал в пропаганде современной музыкальной культуры. Он стал видным музыкально-общественным деятелем: с 1952 по 1963 генеральный секретарь музыкальной секции ЮНЕСКО в Париже, в 1963-68 художественный руководитель «Берлинских музыкальных фестивальных дней», организатор «Парижских фестивалей XX века» (1952), музыкальных фестивалей в Риме (1954) и Токио (1961). В 1970-71 Н. читал лекции по эстетике в Государственном университете Буффало и затем в университете Нью-Йорка (1972-73). Н. автор книг: «Старые друзья и новая музыка» (Бостон, 1951); «И.Стравинский» (Бостон, 1964); «Мемуары русского космополита» (на англ. яз. Нью-Йорк, 1975). Он входил в число авторов многотомного труда «Композиторы двадцатого века», изданного в Лондоне в 1971-74, опубликовал множество музыкально-критических статей в журналах Америки и Европы.
Похожие на НАБОКОВ НИКОЛАС (НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ) слова / понятия:

НАБОКОВ В. Д.
НАБОКОВ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ
НАБОКОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
НАБОРНЫЙ ПОЯС
НАБОТ
НАБУАПЛУУЦУР (НАБОПАЛАСАР)
НАБУКУДУРРИУЦУР II (НАВУХОДОНОСОР II)
НАЧ. XII В. ДО Н.Э.
НАЧАЛЬНИК
НАЧАЛЬНИК МАГОВ