Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Исторический словарь

ЕВРЕИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:



ЕВРЕИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - (13.2.1879, Москва -7.9.1953, Париж) - режиссер, драматург, историк и теоретик театра. Из дворянской семьи. Отец Е. - видный инженер и чиновник министерства путей сообщения, мать - из обрусевшего французского рода. Детство Е. прошло в Екатеринославе, Дерпте, Пскове и др. городах, где работал отец; окончил гимназию в Москве. Первые любительские театральные опыты Е. относятся к годам обучения в Петербургском училище правоведения (1892-1901), окончив которое, Е. поступил на службу в министерство путей сообщения и одновременно в Петербургскую консерваторию в класс композиции Н.Римского-Корсакова. В 1906 редактор левой газеты «Новый путь». Писал пьесы, которые ставились в провинции и столицах, позднее вошли в 1-й том его драматических сочинений (1908). Свой собственный драматургический стиль и почерк Е. обрел постепенно с включением в режиссерскую работу. Организатор (1907-8) и главный режиссер (1911-12) Старинного театра, ставившего перед собой задачу реконструкции театральных систем прошлого (средневековья, испанского театра). В 1908 был приглашен В.Комиссаржевской режиссером в ее театр, где поставил «Франческу да Римини» ДАннунцио, «Ваньку Ключника» Ф.Сологуба, «Царевну» («Саломею») О.Уайльда, Запрет последней постановки церковными властями привел к фактическому банкротству театра. Весной 1909 вместе с Ф.Комиссаржевским организовал «Веселый театр для пожилых детей», где впервые была поставлена его арлекинада «Веселая Смерть», а также пьесы К.Пруткова. Необычайный успех Е. в жанре театральной миниатюры и пародии привел к приглашению его главным режиссером в театр «Кривое Зеркало» (1910), где он проработал вплоть до революции. За эти годы Е. осуществил постановку около 10 0 миниатюр и пьес, в том числе им написанных: «В кулисах души», «Ревизор», режиссерская буффонада в 5-ти «построениях одного отрывка», «Школа этуалей», «Кухня смеха», «Четвертая стена» и др. Пользовался популярностью в кругах художественной интеллигенции как пародист и театральный насмешник, один из непременных участников петербургского артистического подвала «Бродячая собака» и его преемника - «Привала комедиантов», где выступал с «интимными песенками», частушками, «музыкальными гримасами» - импровизациями на фортепиано и др. инструментах. В 1908-11 преподавал на драматических курсах Риглер-Воронковой. Работал над статьями и книгами «Введение в монодраму» (1909), «Крепостные актеры» (1911), «Нагота на сцене» (1911), «Бердслей» (1912), «Театр как таковой» (1912), «Театр для себя» (в 3-х частях, 1915-17), в которых разработал понятие «театральность» - по его мнению, это природой заложенный инстинкт преображения, присущий биологически едва ли не всему живому от птиц и рыб до человека. Создатель оригинальной драматургической теории, Е. разработал также принцип «монодрамы», в которой отношение персонажа к окружающему миру должно стать точкой зрения каждого из публики: зритель должен настолько вжиться в душевный мир действующего лица пьесы, что он как бы превращается в этого персонажа. Теории Е. и дискуссии вокруг них во многом обогатили практику нового театра XX в.Е. был одной из ключевых фигур русского художественного авангарда: дружил с футуристами (Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников), в 1910 оформил их выставку, участвовал в диспутах о настоящем и будущем искусства.Е. рисовали И.Репин, М.Добужинский, Ю.Анненков, Маяковский, С.Сорин и др, Осенью 1917 уехал на юг, работал в Киеве, Сухуми, Тифлисе. Вернувшись в Петроград осенью 1920, возглавил постановку одного из наиболее масштабных массовых празднеств революции - «Взятие Зимнего дворца». Читал лекции по истории и теории театра, работал в театре «Вольная комедия», ставил спектакли в московском «Кривом Джимми». Особый успех имела его пьеса «Самое Главное» (20.2.1921, «Вольная комедия»), впоследствии она шла в большинстве стран Европы и Америки. В послереволюционное время написал книги «Оригинал о Портретистах», «Происхождение драмы» (обе - 1922), «Азазел и Дионис», «Распутин», «Театр у животных» (все - 1924).В 1925, во время гастролей «Кривого Зеркала» в Варшаве, уехал через Польшу в Париж, не собираясь тогда еще остаться за границей. 1926 провел в США, где консультировал постановку своих пьес «Самое Главное» - на сцене «GuildTheatre» и «Корабль Праведных» - в «lrving Place Jewish Art Theatre» (Нью-Йорк), читал доклады о театре. С января 1927 постоянно проживал в Париже, где продолжал плодотворно работать как драматург, режиссер, сценарист. В 1929-30 поставил «Снегурочку», «Сказку о царе Салтане», «Руслана и Людмилу» для парижской «Русской оперы» М.Кузнецовой, Участвовал в организации и подготовке программ недолговечных эмигрантских театров миниатюр, в том числе «Летучей мыши» (франц. программы 1928, 1937), «Бродячих комедиантов» (1934). В 1937 завершил работу над фундаментальным эстетическим трактатом «Откровение искусства» (первонач, назв. «Искусство как сверхмастерство», неопубл.). В 1934-35 работала Сорбонне с группами студентов над реконструкцией спектаклей средневекового театра. В 1935 поставил «Царя Салтана» и «Горе от ума» в Пражском Национальном театре, Успех «Самого Главного», переведенного более чем на 15 языков, как и отдельные постановки других его пьес: «Театр Вечной Войны» (1927), «Корабль Праведных» (опубл. в 1935), «Радио-поцелуй или Робот Любви» (1925, неопубл,), «Любовь под микроскопом» (1931, неопубл.) - способствовали материальному благополучию Е. В то же время ему откровенно не везло в киномире - большинство созданных по его сценариям и при его участии фильмов по техническим причинам не стали событием («Плодородие», 1928; «Только не в губке», 1931). Не пользовались особой популярностью и книги Е, по философии театра - сборники дореволюционных статей и отрывков из книг, переведенные на английский, французский, испанский и итальянский языки. В годы 2-й мировой войны Е. сотрудничал с рядом русскоязычных парижских театров, писал мемуары о годах, проведенных в «Кривом Зеркале» («В школе остроумия» - не опубл.), создал либретто балета «Шота Руставели». Его исторический очерк «Караимы» помог представителям немногочисленной группы этого народа в Париже избежать депортации в нацистские лагеря смерти. Послевоенные годы Е. проводил в написании «Истории русского театра» (1948), редактировании старых пьес: «Шаги Немезиды» (1939, опубл. в 1956-о сталинском терроре), «Чему нет имени» (1937, опубл. в 1963) и создании новых - «Граждане второго сорта» (1950). В 1945 выступал с циклом передач по французскому радио о выдающихся деятелях русской культуры, с которыми ему приходилось общаться - М.Горьком, К.Станиславском, Н.Римском-Корсакове, В.Маяковском, А.Таирове, М.Зощенко и др. Одна из последних работ Е.-режиссера - постановка ревю из его одноактных пьес на французском языке - в КазиноМонпарнас («Инфернальная Комедия», 1948). Последнее публичное выступление Е. состоялось на вечере, посвященном Московскому Художественному театру 7,11.1948. Перед смертью он успел закончить книгу об эмигрантском театре в Париже («Памятник мимолетному», 1953) и русскую версию «Истории русского театра» (1955), Похоронен на кладбище Сен-Женевьевде-Буа, На доме в Париже, где жил Е., в 1979 установлена мемориальная доска.
Похожие на ЕВРЕИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ слова / понятия:

ЕВРЕИНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
ЕВРЕЙ
ЕВРЕЯМ, ПОСЛАНИЕ АП. ПАВЛА
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ
ЕВРЕЙСКАЯ НЕЗАВИСИМАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (ЕНРП)
ЕВРЕЙСКИЙ АНТИФАШИСТСКИЙ КОМИТЕТ (ЕАК)
ЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК
ЕВРЕЙСКОЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
ЕВРИПИД
ЕВРИСФЕН