Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Исторический словарь

ЕВЛОГИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ:



ЕВЛОГИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ - (в миру Георгиевский Александр Семенович) (10.4.1868, с. Сомово, Одоевского у., Тульской губ. 8.8.1946, Париж) - церковный и общественный деятель, Е. родился в семье бедного приходского священника. В 1877-82 учился в Белевском духовном училище, а в 1882-88 в Тульской духовной семинарии. В это время он увлекся литературой, библеистикой, вопросами морали, пастырства, помимо официальных занятий изучал труды епископа Феофана Затворника, И.Янышева, духовно-богословские журналы, часто приезжал в Оптину пустынь к знаменитому старцу Амвросию Оптинскому, который благословил его, несмотря на нежелание родных, на обучение в Московской духовной академии. Во время обучения в академии Е. находился под духовным влиянием ее ректора архимандрита Антония Храповицкого. В 1895 постригся в монашество, в сане иеромонаха стал преподавателем Тульской семинарии. В 1895-97 работал инспектором Владимирской духовной семинарии, затем посвящен в сан архимандрита и назначен ректором Холмской семинарии в Галиции - уездном городе с польско-еврейским населением и сложной религиозной жизнью (частыми православно-униатскими конфликтами). В 1902 назначен епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии; стал одним из главных инициаторов русского национального и религиозного возрождения в Галиции. После выхода 17.4,1905 указа о свободе совести - ведущий деятель сопротивления католической экспансии на Холмщине, где вероисповедная распря тесно переплеталась с национальной, а экономическое воздействие католиков соседствовало с практикой открытого насилия. Лично ходатайствуя перед императором и обер-прокурором Синода К,По6едоносцевым, добился выделения Люблинской и Седлецкой епархий в самостоятельную Холмскую епархию; был назначен ее епископом, Во время революционных событий 1905 Е. противодействовал еврейским погромам в своей епархии, оставаясь одновременно последовательным сторонником русских национальных традиций; разрабатывал проект выделения Холмщины в самостоятельную губернию, который не нашел поддержки у С.Витте, но безусловно приветствовался П.Столыпиным. В 1907 избирался православным населением Холмщины членом 2-й и 3-й Государственной думы, примыкал к фракции националистов, выступая как против смертной казни, так и против террора, захлестнувшего империю, а также за радикальную земельную реформу на Холмщине, направленную против малоземелья и жестокой эксплуатации местных крестьян польскими магнатами. В 1912 стал архиепископом Холмским. В 1914 назначен архиепископом Волынским. С объявлением 1-й мировой войны личным приказом императора назначен управляющим церковными делами на оккупированных территориях, После Февральской революции и отречения императора Е. подвергался травле как «черносотенец» и «старорежимник» со стороны т.н. «социал-диаконов» и «социал-псаломщиков» низшего холмского духовенства. Тем не менее созванный епархиальный съезд Холмщины высказал полную поддержку своему архиерею, Летом 1917 принял участие в работе открывшегося в Москве Всероссийского Предсоборного присутствия (в числе семи архиереев по выбору). 16 августа после литургии состоялось открытие Церковного Собора (в храме Христа Спасителя). Е. был избран председателем отдела «Богослужения, проповедничества и церковного искусства»; непосредственно он занимался выработкой богослужебного устава, Однако его проект реформ в этой области не получил одобрения председателя Соборного президиума митрополита Тихона (Белавина), который хотел сближения церкви со старообрядцами, не допускавшими никаких изменений в этой области. 5.1 1.1917 состоялось избрание патриарха. Накануне Е. совершал службу в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, где молились члены Собора. 13 ноября по благословению патриарха Тихона он совершил заупокойную службу по убитым большевиками юнкерам. После интронизации патриарха в числе прочих был выбран в члены Патриаршего Синода. После окончания сессии Собора Е. отправился в Киев и принял участие в борьбе за «единую и неделимую Русскую Церковь» против украинских автокефалистов. После занятия Киева Петлюрой он вместе с митрополитом Антонием был арестован в Киево-Печерской Лавре и в сопровождении католического патера депортирован в униатский базиликанский монастырь в городе Баучаг, в который затем были перепровождены и другие арестованные православные клирики и архиереи. После поражения украинских сепаратистов Е. и митрополит Антоний были вновь арестованы уже польской властью и отправлены во Львов; определены на поселение к известнейшему униатскому деятелю митрополиту Андрею Шептицкому, который не только радушно принял русских архиереев, но и приложил немало усилий для их освобождения. По его совету и при его участии они составили и передали через французского агента во Львове петицию премьер-министру Франции Ж.Клемансо с просьбой о своем освобождении. Получив свободу, они были через Буковину и Константинополь переправлены в августе 19 19 к генералу Деникину в Екатеринодар. После непродолжительного пребывания в разных городах Юга России Е. ввиду развернувшегося наступления большевиков, эмигрировал на корабле «Иртыш» в Константинополь, затем переехал в Белград и, наконец, обосновывался в городе Сермские Карловцы; испросил согласия сербского патриарха на переезд сюда Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с митрополитом Антонием. В 1920 ВЦУ назначило Е. управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами на правах епархиального архиерея (решение утверждено патриархом Тихоном), Е. занялся организацией церковной жизни во вверенных ему приходах, принял участие в экуменической Женевской конференции, организованной американской епископальной церковью. В мае 1921 на объединительном съезде русских монархистов в Рейхенгалле (Германия) он вошел в Высший монархический совет, а позднее был избран заместителем председателя совета. Осенью 1921 Е, принял участие в работе Всезаграничного Церковного Собора в Карловцах, на котором, несмотря на монархические воззрения, выступил сторонником полного отделения эмигрантской церкви от политических воззваний и отказался подписать промонархическое воззвание Собора. 17.1.1922 указом патриарха Тихона возведен в сан митрополита, а 22 мая получил патриарший указ о расформировании ВЦУ ввиду его политических деклараций и подчинении всех зарубежных приходов Е. под временную юрисдикцию патриарха при поручении представить соображения о порядке управления названными церквами, В 1923 с согласия Е. был принят новый устав Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), передававший основные полномочия по управлению зарубежной церкви Собору и архиерейскому Синоду РПЦЗ, Тем не менее в 1924 Е. заявил, что признает за Собором лишь «моральное», а не судебно-административное право в отношении себя. Он также оповестил о непризнании «Карловацкого учреждения» законной канонической властью над своей епархией. Данные действия были восприняты большинством русских архиереев за границей как раскол Зарубежной церкви. В 1927 они прервали общение с Е. и временно запретили ему совершать священнослужение. Это решение он также отказался признать. В том же году Е. и его духовенство приняло требование митрополита Сергия (Страгородского) дать подписку о «лояльности» советской власти, правда с оговоркой, что термин «лояльность» означает аполитичность. Это вызвало массу протестов со стороны видных деятелей российской эмиграции, в том числе и барона Врангеля, и одновременно привлекло к Е. целый ряд левых и либерально мыслящих эмигрантских философов. Несмотря на обещание «лояльности», в 1930 Е. принял участие в Лондоне (по приглашению архиепископа Кентерберийского) в молениях о страждущей Русской церкви и 11 июля этого года был уволен митрополитом Сергием от управления Русской церковью в Западной Европе. Будучи «запрещенным» как Москвой, так и «карловцами», Е, обратился за помощью в Константинополь, перешел под юрисдикцию Вселенского патриарха. Даже после личного примирения с митрополитом Антонием в 1934 и непосредственного участия в попытках объединить русскую церковную диаспору сербского патриарха Варнавы Е. и созванное им епархиальное собрание западноевропейской епархии отказалось подписать в 1935 компромиссное решение о церковном единстве, С начала 2-й мировой войны и оккупации Европы немецкие власти делали попытки переподчинить приходы Е, «правому» архиерейскому Синоду РПЦЗ. Во время оккупации Парижа Е., возмущаясь геноцидом евреев, в своих проповедях говорил на общехристианские темы веры и благочестия. Отечественную войну Е. переживал как «всенародный подвиг спасения Родины». Патриотические настроения привели его к мысли о возвращении в юрисдикцию Московской патриархии. Осенью 1945 он написал ходатайство о воссоединении с Московским Патриархатом и 11.9.1945 получил соответствующий Указ патриарха Алексия (Симанского). Одновременно он дважды обращался в Константинополь с просьбой о разрешении вернуться в юрисдикцию Московской патриархии; ответа из Константинополя не последовало, и поэтому он до конца жизни оставался и именовался экзархом Вселенского патриарха. В то же время и Московский патриархат считал его своим экзархом, «Уклон» Е. к Москве вызвал упорное сопротивление его паствы, не разделявшей отношение своего иерарха к «советской церкви». В последние месяцы жизни Е. также испытывал разочарование от реальных контактов с представителями Московской патриархии. Е. был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В его отпевании и похоронах принимали участие представители всех ветвей русского православия за границей, а также представители Московской патриархии, После смерти Е. некоторые его приходы перешли под юрисдикцию Москвы, основная же часть остается в подчинении Константинополя. В настоящее время это - небольшое русское викариатство Константинопольского патриарха с центром в Париже. В историю русского православного зарубежья Е. вошел как «собиратель» либеральнофилософского направления русской церковной мысли. Под его юрисдикцией находились практически все деятели т.н. «русского религиозного возрождения»: О.Сергий Булгаков, Н.Бердяев, С.Франк, Н.Лосский, Г.Федотов, А.Карташев, Г.Флоровский, В.Зеньковский, П.Струве и др., которым импонировала аполитичность и «либерализм» митрополита. Он являлся создателем Парижского Богословского института, первого высшего духовного заведения русской эмиграции, профессорами которого являлись самые известные ученые, философы и богословы зарубежья. При его непосредственном участии было организовано т.н. «Христианское движение», объединившее русскую религиозную молодежь, находившуюся под духовным влиянием и пользующуюся материальной поддержкой Всемирного христианского союза молодых людей (поэтому движение не было принято православными традиционалистами, видевшими в нем влияние «жидо-масонов»). Из движения вышло знаменитое братство «Православное дело», созданное известнейшей русской монахиней и поэтессой, матерью Марией (Скобцовой), погибшей в гитлеровских лагерях.Е. - основатель новых храмов и приходов во Франции (в том числе знаменитого Сергиевского Подворья), в Германии, Чехословакии, Бельгии, Италии, Норвегии и Швейцарии. Он также известен активной экуменической деятельностью, в частности, участием в Женевской конференции христианских вероисповеданий (1920), Ламбетской (1930), Лозанской (1927), Эдинбургской (1937), а также ряда др. экуменических конференций, положивших начало созданию Всемирного совета церквей.
Похожие на ЕВЛОГИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ слова / понятия:

ЕВНИКА
ЕВНУХ
ЕВНУХ
ЕВОДИЯ
ЕВОДИЯ И СИНТИХИЯ
ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ
ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ
ЕВПЛ КАТАНСКИЙ (СИЦИЛИЙСКИЙ)
ЕВПРАКСИЯ ВСЕВОЛОДОВНА
ЕВРАЗИЯ