Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

Словари:

Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Исторический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Политический словарь
Психологический словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь воровского жаргона
Словарь имён
Словарь компьютерного жаргона
Словарь логики
Словарь мер и весов
Словарь нумизмата
Словарь Русских фамилий
Словарь символов
Словарь синонимов
Социологический словарь
Строительный словарь
Философский словарь
Финансовый словарь
Экономический словарь
Этнографический словарь
Юридический словарь



Исторический словарь

АБ-МОСЕ:



АБ-МОСЕ - Царь ЕГИПТА ДРЕВНЕГО 26-й ДИНАСТИИ, правивший в 570-526 гг. до Р. Х. Ж.: киренская принцесса Лаодика. † 526 г. до Р. Х. Подробный рассказ об этом фараоне читаем у Геродота. Согласно греческому историку, Аб-Мосе был приближенным фараона Априя. Когда Априй получил известие о начавшемся против него восстании, он послал к мятежникам Аб-Мосе, чтобы тот успокоил их посулами. Но, когда Аб-Мосе выступал в лагере перед воинами, какой-то египтянин сзади надел ему шлем на голову и объявил, что этим коронует его на царство. Это произошло отнюдь не против воли Аб-Мосе, что он и не замедлил доказать. Когда мятежники провозгласили его фараоном, Аб-Мосе стал готовиться к борьбе с Априем. Априй же, узнав об этом, отправил к Аб-Мосе одного знатного египтянина из своей свиты, по имени Патарбемис, с приказанием доставить Аб-Мосе к нему живым. Когда Патарбемис прибыл к Аб-Мосе и стал звать его к царю, тот, приподнявшись в седле (он как раз в это время сидел на коне), испустил ветер и сказал Патарбемису, чтобы он отнес это Априю. А в заключение заявил, что Априю не придется на него гневаться - скоро он сам явится к царю и приведет с собой других мятежников. После того как Аб-Мосе со всеми египтянами прибыл к городу Мемфису, началась битва. Хотя наемники Априя храбро сражались, но все же потерпели поражение, так как значительно уступали врагам в численности. Сам Априй был захвачен в плен и вскоре казнен. Так после свержения Априя воцарился Аб-Мосе, родом из Саисского округа. Сперва египтяне мало уважали и ни во что не ставили царя, так как прежде он был простым гражданином и даже не знатного рода. Потом, однако, Аб-Мосе удалось завоевать их расположение хитрым, но деликатным способом. Среди несметных сокровищ был у него и умывательный таз, которым сам царь и все его гости всегда пользовались для омовения ног. Этот таз Аб-Мосе велел расплавить, отлить из него статую бога и воздвигнуть в самом оживленном месте города. Египтяне же, проходя мимо статуи, благоговейно молились ей. Когда же Аб-Мосе услышал об этом, то повелел призвать к себе египтян и объявил им, что статуя была сделана из того таза, в который они раньше плевали, мочились и в котором омывали ноги, а теперь ее благоговейно почитают. Вот и с ним, прибавил царь, произошло примерно то же самое, что с этим тазом. Пусть когда-то прежде Аб-Мосе был только простым гражданином, а теперь он их царь. Поэтому они должны почитать и уважать его. Так Аб-Мосе расположил к себе египтян. Порядок ежедневных занятий Аб-Мосе устроил такой. Рано утром, еще до времени, когда народ собирался на рынок, царь разбирал дела, о которых ему докладывали. Затем он пировал и легкомысленно и весело шутил со своими застольными друзьями. Еще будучи простым гражданином, Аб-Мосе очень любил выпить и пошутить и вовсе не имел склонности к серьезным занятиям. А когда он пропил и прогулял свое добро, то начал будто бы даже воровать у соседей. При царе Аб-Мосе, как рассказывают, Египет достиг величайшего расцвета. Река дарила блага земле, а земля - людям, и городов в Египте было тогда, говорят, 20 000. Аб-Мосе также издал вот какое постановление: каждый египтянин должен был ежегодно объявлять правителю округа свой доход. А кто это не делал и не мог указать законных доходов, тому грозила смертная казнь. Аб-Мосе был другом эллинов. Он не только выказывал благосклонность некоторым из них, но даже предоставил эллинским переселенцам город Навкратис для жительства. А тем, кто не желал селиться там, а приезжал только временно для торговли, он отвел места, где они могли бы воздвигнуть алтарь и храмы богов. С киренцами же Аб-Мосе заключил оборонительный и наступательный союз и даже взял себе в жены киренскую принцессу - потому ли, что желал иметь супругой эллинку, или, быть может, только ради закрепления союза с киренцами. Звали ее Лаодика. Одни говорят, что она была дочерью Батта, другие же - Аркесилая или даже знатного гражданина Критобула. Однако, разделяя с супругой ложе, Аб-Мосе не мог сойтись с нею, хотя еще сходился с другими женщинами. И так как это повторялось не раз, то Аб-Мосе сказал Лаодике: "Женщина! Ты меня совершенно околдовала! Ничего уже не спасет тебя от самой лютой казни, которую когда-либо испытала женщина!" Хотя Лаодика отрицала свою вину, Аб-Мосе не сменил свой гнев на милость. Тогда Лаодика принесла обет Афродите посвятить в Кирене статую богине, если Аб-Мосе сойдется с ней в эту ночь (ведь в этом одном было ее спасение). И действительно, после этого обета Аб-Мосе тотчас же сошелся с ней. И с тех пор всякий раз, как ни приходил, имел сношение с ней и потом очень полюбил ее. Лаодика же исполнила свой обет богине. Она велела изваять статую и отослать ее в Кирену. После завоевания Египта Камбуджия, узнав от Лаодики, кто она, отослал ее в Кирену, не причинив обиды. Аб-Мосе впервые завоевал остров Кипр и заставил островитян платить ему дань. В самом конце своей жизни Аб-Мосе пришлось начать войну с персидским царем Камбуджией. Причина ее была следующая. Камбуджия отправил вестника в Египет просить дочь Аб-Мосе себе в жены. А поступил так Камбуджия по совету одного египтянина, который дал этот совет из ненависти к Аб-Мосе - дело в том, что царь его одного из всех египетских врачей, разлучив с женой и детьми, передал персам, когда Куруш попросил Аб-Мосе прислать самого лучшего в Египте глазного врача. Так вот, ненавидя царя за это, египтянин и дал Камбуджии совет просить в жены дочь Аб-Мосе, для того чтобы египетский царь либо огорчился, отдав дочь, либо отказом обидел Камбуджия. Аб-Мосе же ненавидел могущественных персов и вместе с тем опасался их; он не знал, как поступить: отдать ли дочь или отказать. Ведь царь был вполне уверен, что Камбуджия берет ее не законной супругой, а в наложницы. Обдумав свое положение, Аб-Мосе нашел выход. Была у Априя, прежнего царя, дочь, весьма красивая девушка. Она одна из всей его семьи осталась в живых. Звали ее Нитетис. Эту девушку Аб-Мосе велел нарядить в роскошные, украшенные золотом одежды и отослать в Персию вместо своей дочери. Когда царь Камбуджия узнал об этом обмане, он разгневался и начал войну с Египтом. Как раз в это время Аб-Мосе рассорился с начальником своих наемников - Финесом. Финес бежал в Персию и оказал Камбуджии в египетском походе неоценимые услуги. Так, он указал персам путь через пустыню и посоветовал послать к царю арабов с просьбой обеспечить безопасный проход через его землю. Так сложились дела в конце царствования Аб-Мосе. Но сам он не дожил до персидского вторжения и скончался прежде, чем персы вступили в пределы Египта. Когда Камбуджия захватил Египет, он повелел выбросить из гробницы мумию Аб-Мосе, бичевать ее, вырвать все волосы и, наконец, сжечь.
Похожие на АБ-МОСЕ слова / понятия:

АБАЛАЦКАЯ ЗНАМЕНИЕ, ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
АБАЗА, А. М.
АБАЗА, А. М.
АББАДИДЫ
АББАС
АББАС I
АББАС I
АББАСИДЫ
АБД АЛ-АЗИЗ